Лучшие моменты строительной девятилетки - Московская перспектива

Лучшие моменты строительной девятилетки

Лучшие моменты строительной девятилетки
Лучшие моменты  строительной девятилетки
Главные направления градостроительной политики столицы

В канун Нового года «Московская перспектива» рассказывает о девяти главных мегапроектах столичных властей. Почему выбрано ровно девять? Именно столько лет мэр Москвы Сергей Собянин занимает пост главы города и столько же времени заместителем мэра по вопросам градостроительной политики и строительства работает Марат Хуснуллин. Из материала нашей газеты вы узнаете, какие проекты стали ключевыми в современном развитии Москвы как одного из передовых мировых мегаполисов.

Социальная инфраструктура

За девять лет в Москве открыли почти 400 новых объектов образования. Только в нынешнем году в мегаполисе построили и ввели в эксплуатацию 17 детских садов и школ, среди которых экспериментальный учебный центр на ЗИЛе. Школа-гигант, рассчитанная на 2,5 тыс. детей, задает новый тренд в образовательной системе города, направленный на возведение крупных учебных центров. Еще одним драйвером развития системы образования стала программа реновации. Новые учебные заведения строятся рядом с домом и по индивидуальным проектам. Обновление проходит и в сфере здравоохранения. За предстоящие пять лет в мегаполисе возведут более 40 новых, а также отремонтируют 135 действующих поликлиник. Также работу начнут несколько новых крупных больниц, среди которых уникальный медицинский центр в Коммунарке. В 2018 году в ИЦ «Сколково» открылся инновационный медицинский кластер, в состав которого вошла международная диагностическая клиника «Хадасса». К 2023 году в мегаполисе появится порядка миллиона «квадратов» новых объектов здравоохранения. Кроме того, за прошедшие девять лет в столице построили и реконструировали порядка 60 объектов культуры, включая здания театров «Геликон-опера», «Табакерка», «Et Cetera» и другие.

Строительство комфортного жилья. Программа реновации

В нынешнем году столица побила рекорд по вводу недвижимости – в Москве построено 10 млн кв. метров жилья и коммерческих объектов. «В год мы обновляем порядка 2–2,5% недвижимости, а это значит, что в городе появляются более качественные здания. Благодаря этому жилье становится более доступным, а коммерческие объекты обеспечивают стабильные поступления в городской бюджет, что, в свою очередь, дает стимул для развития социальных программ», – отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Главный проект развития этой сферы – программа реновации жилья, принятая 1 августа 2017 года. В нее вошли более 5 тыс. домов, в основном пятиэтажные хрущевки, составляющие почти 70% имеющегося жилого фонда такого типа в Москве. Общая площадь жилья, подлежащего реновации, – около 16 млн кв. метров. Это 350 тыс. квартир, в которых проживает более 1 млн москвичей. При этом москвичи не просто переедут в новые квартиры большей площади в новостройках – они получат абсолютно новую городскую среду. В шаговой доступности будет все необходимое – садики и школы, поликлиники и станции метро. А еще дворы без машин, удобные парковки, благоустроенные скверы и парковые зоны, а также привлекательное архитектурное многообразие: безликие серые коробки уступят место домам разной этажности с нежилыми первыми этажами, где расположатся магазины, аптеки, прачечные и многое другое.

Спортивные кластеры

В прошлом году Москва приняла чемпионат мира по футболу, став мировой спортивной столицей для тысяч фанатов. К встрече город готовился заранее и смог удивить даже самых взыскательных гостей. В 2017 году после глобальной реконструкции в «Лужниках» открылась обновленная Большая спортивная арена. Спорткомплекс получил уникальный медиаэкран, 81 тыс. посадочных мест, современный многослойный газон и многое другое. При этом исторический облик БСА был сохранен. Всего к мундиалю на территории спорткомплекса построили и реконструировали около 45 объектов. Работы продолжились и после соревнований: в нынешнем году в «Лужниках» начали работу Плавательный центр и Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой. Развивается и расположенный по соседству спортивный кластер «Воробьевы горы». Там будут обустроены три горнолыжных склона, 75-метровый трамплин и экстрим-парки. В 2014 году в Москве открылся новый домашний стадион ФК «Спартак» «Открытие Арена», на месте старого стадиона ЦСКА в 2016 году появилась новая спортивная арена красно-синих. А в прошлом году в столице после реконструкции открылся один из старейших стадионов – «Динамо». При этом большое значение власти города уделяют развитию районных спортивных кластеров. Один из них будет построен в районе Некрасовка в течение трех лет. Площадь комплекса составит порядка 25 тыс. кв. метров. Там появятся бассейны, площадка для экстремальных видов спорта, залы для скалолазания, единоборств и многое другое, а в районе Северный построят одноименный спортивный комплекс школы олимпийского резерва. А недавно Дворец художественной гимнастики Ирины ВинерУсмановой стал лауреатом Национальной независимой Премии в области спортивного бизнеса и эффективного управления спортивными проектами BISPO AWARDS. Объект признан лучшим в номинации «Лучший проект по строительству и реконструкции спортивных объектов».

Развитие промышленных зон

Промышленные зоны столицы занимают около 19 тыс. га – это около 17% территорий в границах старой Москвы. В столице ведется реконструкция 65 промзон, среди которых бывший автогигант «ЗИЛ», Бадаевский пивоваренный завод, «Большой Сити», «Серп и Молот» и другие мегапроекты. Уникальным примером комплексного развития старой производственной зоны является редевелопмент территорий бывшего завода имени Лихачева. Расположенная на юге столицы промзона «ЗИЛ» занимает почти 40% Даниловского района. Проект ее планировки был принят в 2013 году. Территорию разделили на несколько частей – жилую, деловую, рекреационную, спортивную, развлекательную и производственную. Жемчужиной территории станет крытый парк развлечений «Остров мечты», который откроется в 2020 году. Он займет почти 100 га и сможет принять 12 млн посетителей в год. Под крышей парка расположатся 30 аттракционов и восемь тематических зон.

Парки и общественные пространства

Главным событием в рекреационной сфере города стало открытие в 2017 году на месте бывшей гостиницы «Россия» ландшафтного парка «Зарядье». Расположенное у стен Кремля общественное пространство разделено на четыре ландшафтные зоны: степь, заливные луга, северный ландшафт и лес. За три года работы парк стал обладателем нескольких престижных архитектурных премий. В 2018 году на территории «Зарядья» открылся уникальный концертный зал площадью 25 тыс. «квадратов». За последние несколько лет в Москве преобразились центральные зоны отдыха, такие как ЦПКиО им. Горького, парк «Сокольники», сад «Эрмитаж» и «Музеон», а также парки на окраинах столицы и на территориях бывших промышленных зон. К примеру, на ЗИЛе – ландшафтный парк «Тюфелева роща» с самой длинной в городе перголой, а на территории бывшего завода «Серп и Молот» открылся парк «Зеленая река». Центральным объектом общественного пространства стал необычный мост. Его полотно держится на 11 опорах-чашах, в которые высажены крупномерные деревья и вьющийся виноград. Отдельного внимания заслуживает программа реконструкции набережных столицы. За пять лет в столице завершится комплексное благоустройство всего берегового пространства. Москвичи получат почти 70 км новых пешеходных зон у реки. Набережные столицы расширят, а проезжую часть отодвинут от воды, освободив места для прогулок. Объединение прибрежных территорий не только украсит город, но и позволит создать новые транспортные связки.

Развитие метро и городского железнодорожного транспорта

За девять лет протяженность линий столичной подземки увеличилась почти в полтора раза – к 290 км прибавилось еще 135. По словам мера Москвы Сергея Собянина, это беспрецедентные темпы роста. Метро пришло в 17 новых районов столицы, выйдя далеко за МКАД. В городе появились две новые линии – Большая кольцевая и Некрасовская, а всего начали работать свыше 80 новых платформ. Другой уникальный проект – запуск Московского центрального кольца (МЦК) в сентябре 2016 года. Наземная транспортная ветка стала связующим звеном между метрополитеном и железной дорогой. На линии 31 станция, МЦК имеет 17 пересечений с 11 линиями метро и 10 пересадок на девять направлений железных дорог. Благодаря появлению нового транспортного контура поездки по городу стали в среднем на 20 минут короче.

Большим достижением нынешнего года стал запуск железнодорожного сообщения по первым двум Московским центральным диаметрам (МЦД). Это сквозной маршрут пригородных электричек, которые будут курсировать через центр. Для этого город достроил недостающие связи между теми вокзалами и ж/д направлениями, которые раньше вообще не пересекались. Еще одна уникальная программа – строительство транспорт-
но-пересадочных узлов (ТПУ). Она включает в себя 255 ТПУ на территории столицы (90 – на базе метро, 31 – на Малом кольце железной дороги,

42 – на базе РЖД, а еще 300 – в Подмосковье.

Развитие улично-дорожной сети 

С 2011 по 2018 год протяженность столичных дорог увеличилась на 19% – это около 820 км. Среди знаковых проектов развития улично-дорожной инфраструктуры города – программа возведения хордовой системы. В ноябре нынешнего года в столице завершилось строительство шестиполосного балочного моста через Карамышевское спрямление Москвы-реки. Мост стал последним элементом Северо-западной хорды (СХЗ), с вводом этого сооружения завершилось возведение важнейшей магистрали города. Трасса проходит от Сколковского до Ярославского шоссе и связывает между собой четыре городских округа. Общая длина СЗХ составляет почти 90 км. Также в столице продолжается возведение Северо-восточной хорды и Южной рокады. Еще один уникальный проект – реконструкция транспортных развязок на МКАД. За последние годы в Москве реконструировали 14 устаревших развязок клеверного типа. На их месте появились современные направленные съезды – эстакады и тоннели, которые более эффективно справляются с плотным трафиком, не допуская пересечения транспортных потоков. После реконструкции пропускная способность развязки увеличивается в среднем на 30%. Кроме того, в столице ведется комплексная реконструкция вылетных магистралей и улучшение межрайонных связей.

«Большой Сити»

Этот проект считается крупнейшим инвестиционным звеном столицы. «На территории вдоль Москвы-реки между Звенигородским шоссе и Кутузовским проспектом, занимающей более 3 тыс. га, планируется построить 5 млн кв. метров различной недвижимости. После реорганизации бывших промзон здесь появятся жилые микрорайоны, общественные зоны и офисы», – отметил Сергей Собянин. В «Большом Сити» возведут объекты транспортной инфраструктуры, построят и реконструируют 74 км дорог, создадут зоны отдыха, обустроят и озеленят 24 км набережных. Центральным звеном проекта стал ММДЦ «Москва-Сити» – небоскребы на Пресненской набережной занимают территорию площадью 60 га. А через пять лет там построят самую высокую в Европе жилую башню. За последние годы транспортная доступность делового квартала существенно улучшилась. В «Сити» построили автомагистраль, соединившую его со Звенигородским шоссе, и кольцевую дорогу, огибающую ММДЦ по периметру, а также увеличили протяженность Краснопресненской набережной. Кроме того, в «Сити» открылась вторая ветка метро от станции «Деловой центр» до станции «Парк Победы» Калининско-Солнцевской линии. Появятся на территории «Большого Сити» и новые уникальные объекты. К примеру, на базе бывшего завода имени Хруничева построят Национальный космический центр. Вокруг него столичные власти рассчитывают сформировать систему технопарков, где будут работать малые и средние инновационные предприятия.

НОВАЯ МОСКВА

В 2012 году площадь столицы увеличилась в 2,5 раза за счет присоединения к старым границам города 148 тыс. га земли, расположенных в юго-западном направлении. Ранее эти территории входили в состав Московской области. Новую территорию поделили на два округа – Троицкий и Новомосковский (ТиНАО), в состав которых вошли 19 поселений и два городских округа (Троицк и Щербинка). Основной целью присоединения новой территории стало создание полицентрической структуры города. Сегодня присоединенные территории развиваются комплексно, а власти столицы называют сбалансированный рост своим главным достижением. За семь лет в ТиНАО построили свыше 200 км дорог, в новую Москву пришли две ветки метро – Сокольническая и Калининско-Солнцевская, начали работу восемь станций подземки. Также в ТиНАО построили 16 млн «квадратов» недвижимости. В 2019 году эта цифра приблизилась к 2 млн, из которых 1,7 млн кв. метров составляет жилье. С 2012 года на присоединенных территориях создали более 205,5 тыс. рабочих мест, построили 67 новых соцобъектов, в том числе 16 школ, 40 детских садов и 11 объектов здравоохранения. Завершена реконструкция Калужского шоссе, открылись поперечные связи между поселениями, а этим летом был запущен второй участок магистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе. Новый отрезок включает в себя первый в городе совмещенный автомобильный и метротоннель на пересечении с Калужским шоссе.