Музыка Большого кольца - Московская перспектива

Музыка Большого кольца

Музыка Большого кольца
Музыка Большого кольца
7 декабря 2021 года в Москве состоялось знаменательное событие: самый масштабный в истории пуск участка метро с десятью станциями на Большой кольцевой линии. Эта дата стала важной вехой в летописи Московского метрополитена и очередной победой столичного стройкомплекса, ведь проложить тоннели, построить, произвести отделку и оформление станций, наладить работу сложнейших инженерных систем, обкатать 21,2-километровый участок и подготовить его к открытию пассажирского движения – титанический труд.

Работы по сооружению тоннелей от «Мневников» до «Каховской», движение поездов по которым открылось в Москве, вели девять тоннелепроходческих щитов различного диаметра. «Двухпутные перегоны между станциями «Мневники», «Терехово», «Кунцевская» и «Давыдково» проложили щиты-гиганты диаметром 10 метров «Надежда» и «Лилия», – рассказал вице-мэр Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв, – остальные тоннели являются однопутными и были пройдены стандартными шестиметровыми тоннелепроходческими комплексами». Так, перегоны в однопутном исполнении между «Каховской», «Зюзино», «Воронцовской» и «Новаторской» прошли щиты «Роза» и «Наталия», а станции юго-запада БКЛ связали между собой щиты «Мария», «Полина», «Галина», «Евгения» и «Дарья».

«Лилия» ставит рекорд

Труд специалистов осложнялся тем, что работы велись под жилой застройкой, парковыми зонами, автомобильными и железной дорогами и даже под акваторией Москвы-реки. По словам Андрея Бочкарёва, чтобы своевременно ввести станции в эксплуатацию, на ряде отрезков проходку пришлось вести ударными темпами. Удалось даже поставить рекорд. «При возведении западного участка БКЛ экипажем 10-метрового тоннелепроходческого комплекса «Лилия», соединившего двухпутным тоннелем «Мневники» с «Терехово» и «Кунцевской», был поставлен рекорд в 500 погонных метров в месяц», – сообщил руководитель столичного стройкомплекса. Кстати, сделать это было ой как непросто, ведь проходка осложнялась непростой гидрогеологией и условиями работы в плотной городской застройке и под акваторией Москвы-реки.
Труд столичных метростроителей получил высокую оценку мэра Москвы Сергея Собянина, который особо отметил их самоотверженную работу в столь непростых условиях. «Это просто физически очень сложно по объему и технологически, потому что многие станции еще и пересекают действующие линии метрополитена и железные дороги. Это сложнейшие транспортные узлы – каждая из этих станций», – подчеркнул он. 

Сложнейшие задачи выполняли специалисты и по монтажу инженерных систем для обеспечения надлежащей работы станционных комплексов, их должной интеграции в систему действующего метрополитена и необходимого уровня транспортной безопасности. Работу 10 станций западного, юго-западного и южного участков БКЛ метро поддерживают примерно 550 инженерных систем – на каждой станции около 55. Системы включают порядка 250 тысяч единиц оборудования. «Обеспечена полная интеграция систем связи – автоматического движения поездов, управления эскалаторами и энергохозяйством, а также автоматизированной диспетчерской. Строители установили новейшие системы интеллектуального видеонаблюдения и пожаротушения», – проинформировал Андрей Бочкарёв.

В ходе строительных работ было также проложено более 6,5 тысячи километров кабеля, 65 тысяч метров воздуховодов и свыше 230 тысяч метров трубопровода. «На каждой из новых станций уложено до 600 километров кабеля, при этом пятая часть данного объема обеспечивает интеграцию с объектами действующего метрополитена, если станция пересадочная. Данный вид работ зачастую осложнен необходимостью интеграции аналогичных систем старого и нового образца», – уточнил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.Только в пиковый период в работах по сооружению новых тоннелей и станций принимали участие порядка 16 тысяч человек. А на момент ввода станций в эксплуатацию, когда их строительство было полностью завершено, на участке от «Мневников» до «Каховской» трудились около 8 тысяч метростроителей.

По цифровой модели

Учитывая огромную значимость проекта БКЛ для Москвы, по поручению мэра города Сергея Собянина работы по вводу участка от «Мнёвников» до «Каховской» были ускорены. Большую роль сыграла цифровизация – в частности, координация работ, коммуникация между всеми участниками процесса осуществлялась на основе цифровых моделей, которые разработали специалисты АО «Мосинжпроект». Это помогло выявлять возможные проблемы и своевременно вносить корректировки, оптимизировать использование трудовых ресурсов. Специалисты из разных подразделений смогли работать фактически в одном «файле»: имели доступ ко всей документации, могли, к примеру, планировать установку инженерных систем с учетом особенностей объекта. Так, за счет «цифры» на станциях «Терехово», «Кунцевская» и «Давыдково» были просчитаны все трассировки инженерных коммуникаций и кабельных линий. Отработанные технологии теперь будут использоваться на всех фазах создания перспективных участков и линий московского метро. Кроме того, была создана уникальная платформа для автоматического анализа потребностей в персонале. Она позволила ежедневно анализировать открытые фронты работ и доступность рабочих, а также гибко перераспределять их по строительным участкам. Системы планирования и мониторинга численности персонала учитывали и общие стратегические задачи по проекту, и контрольные события, обязательные для своевременного пуска объектов. «Технология, в частности, помогла снизить трудозатраты на каждую станцию пускового участка, а также соблюсти сроки выполнения работ в острый период пандемии, когда подрядчики были ограничены в возможности привлекать рабочих. В совокупности численность персонала на 10 станциях была снижена на 15–20% без ущерба выполнения плана», – рассказал руководитель столичного стройкомплекса Андрей Бочкарёв.

Без лишних пересадок

Участок БКЛ от «Мневников» до «Каховской» открылся вечером 7 декабря. Всего за несколько часов до закрытия метрополитена им воспользовались 53 тысячи пассажиров, а еще 31 тысяча человек совершили поездки в утренние часы следующего дня с 6 до 10 утра. Самыми популярными станциями в первые два дня стали расположенные на юго-западе города «Воронцовская» и «Мичуринский проспект», а также «Кунцевская». Кстати, согласно опросам, которые проводят сейчас в интернете популярные блогеры, «Воронцовскую» признали также и самой красивой: ее «фишка» – потолок, символизирующий Млечный Путь.
По мнению вице-мэра Москвы Андрея Бочкарёва, транспортная ситуация заметно улучшилась как раз в юго-западном секторе города. «Здесь теперь проходят сразу шесть линий рельсового транспорта: Большая кольцевая, Сокольническая, Калужско-Рижская, Серпуховско-Тимирязевская, Бутовская, а также МЦК. В перспективе здесь также заработает Троицкая ветка», – пояснил он. Теперь добираться до соседних районов жителям стало намного проще и быстрее. Если раньше они строили свои маршруты через Кольцевую линию и совершали лишние пересадки, то с появлением удобной поперечной связи между радиальными ветками такой необходимости нет. А это существенная экономия времени.

Открытие нового 21,2-километрового участка Большого кольца – это не только очевидное улучшение транспортного обслуживания почти полутора миллионов горожан, которые теперь смогут гораздо быстрее и удобнее передвигаться по Москве. Во-первых, в зоне притяжения новых станций увеличивается капитализация жилья и прочей недвижимости, рост стоимости которой может составлять порядка 15%. Во-вторых, создаются новые рабочие места для будущего персонала самого метрополитена. В-третьих, повышается инвестиционная привлекательность районов, куда пришло метро. «Это привлекает и торговлю, и бизнес, в результате чего дополнительные места приложения труда создаются уже за счет инвесторов», – пояснил Андрей Бочкарёв. Словом, целые районы получили мощный импульс к развитию.

Большой кольцевой альбом

Открытие 10 станций БКЛ стало для Москвы и москвичей событием грандиозным и по-настоящему праздничным. Поэтому специально к нему по заказу столичных властей даже записали и выложили в свободный доступ целый музыкальный альбом из 10 (по количеству станций) треков, посвященных Большому кольцу. А исполнили их селебрити и известные блогеры – такие как Айза, Айкью, Kedr, Строева Мира, Moreart и Alekseia, а также Vavan (Владимир Селиванов, известный по сериалу «Реальные пацаны»). Разместили альбом на популярных онлайн-платформах, где его можно прослушать и бесплатно скачать.
Уже в первые дни альбом стал настолько популярным, что пользователи соцсети TikTok запустили флэшмоб про новые станции: молодые люди спускаются в метро и снимают видеоролики под песни из «Большого кольцевого альбома».

Их осталось девять

Сегодня пассажиров принимают уже 22 станции Большого кольца. Таким образом, БКЛ на 70% готова. Главная задача – до конца этого года завершить проходку последних тоннелей. Эта работа уже близится к финалу. На прошлой неделе щит «Эсмина» завершил проходку тоннеля соединительной ветки в электродепо «Аминьевское» на юго-западе Бльшого кольца. Завершилась и проходка двухпутного тоннеля между станциями «Печатники» и «Нагатинский Затон» на восточном участке БКЛ. На этом же участке в левом перегонном тоннеле между переходной камерой у строящейся станции «Кленовый бульвар» и камерой съездов у станции «Каширская» финишировал щит «Елена». «Самый сложный этап строительства метрокольца – проходка 70 тоннелей – уже выполнен на 99%»,– подчеркнул мэр Москвы Сергей Собянин. Активные работы ведутся на станциях, которые осталось
достроить, чтобы замкнуть БКЛ. Всего их девять: семь новых и две – «Варшавская» и «Каширская» на участке от «Каховской» до «Каширской» – реконструируемые. Самый протяженный отрезок (11,4 км) на юго-востоке: от «Каширской» до «Нижегородской». На нем строятся станции «Кленовый бульвар», «Печатники», «Нагатинский Затон» и «Текстильщики». А сложнейшим участком является северо-восточный: он соединит действующие «Электрозаводскую» и «Савеловскую», между которыми строятся новые станции «Сокольники», «Рижская» и «Марьина Роща». Последняя станет самой глубокой станций Московского метрополитена.
Мэром Москвы Сергеем Собяниным поставлена задача замкнуть БКЛ досрочно. Чтобы ее выполнить, столичные строители трудятся круглосуточно в несколько смен. «Большая кольцевая линия является мегапроектом, таких нигде в мире нет, строим мы ее в рекордные сроки, фактически с опережением на один год. Это важнейший для нас проект. Большое кольцо позволит разгрузить центральную часть метрополитена на 25–30%, а может быть, и больше», – подчеркнул вице-мэр Москвы Андрей Бочкарёв. ®