«Наталья» и рабочий подружились у станции

«Наталья» и рабочий подружились у станции

«Наталья» и рабочий подружились у станции
«Наталья» и рабочий подружились у станции Фото: newokruga.ru
Скульпторы рассказывают об истории создания памятника метростроевцу

Если в музыкальном и живописном творчестве труд строителей воспет много и разнообразно, то городская скульптура долгие годы обходила эту тему. Однако ситуация меняется. Как уже сообщала «Московская перспектива», в скором времени в ЦАО планируется воздвигнуть монумент строителям, и сейчас идет подготовка к этому событию. А между тем на периферии города даже опередили центр столицы — открыли скульптуру, в которой фигура рабочего-метростроевца занимает центральное место. И не где-нибудь, а на станции метрополитена. Корреспондент газеты расспросил авторов композиции о подробностях.

Недавнее завершение южного участка Калининско-Солнцевской линии метро, сдача в эксплуатацию станции «Рассказовка», ознаменовалось событием в сфере культурной жизни столицы. 

Им стало открытие новой скульптурной композиции, состоящей из фигур писателя и рабочего-метростроевца. Дополнением к ним стал отбойный молоток и скамейка, собранная из рельсов. 

Неподалеку от бронзовой группы размещен тоннелепроходческий щит механизированного комплекса (ТПМК) S-218, которому присвоили имя «Наталья». Отработавший свое механизм покрашен в красный цвет и добавляет идее архитектора и скульптора дополнительный смысл.

Заказчиком проекта выступило АО «Мосинжпроект», оператор развития столичного метро. Создателями композиции являются архитектор Вадим Греков и скульптор Айдын Зейналов. Являясь признанными мастерами, и Греков, и Зейналов признались, что работали на этом проекте с огромным интересом. Ими было предложено четыре эскизных проекта. В результате выбор пал на тот, который мы теперь видим у станции метро. Греков считает, что такие художественные воплощения наделяют территории города «памятью места». А размер фигур — практически в натуральную величину — приблизит образы метростроевца и писателя к обычному человеку. С героями можно посидеть на скамейке, сфотографироваться, понять их характеры. Если писатель сосредоточен и, судя по костюму, является героем прошлого века, то рабочий — наш современник. Отставив отбойный молоток, он отдыхает, мечтательно вглядываясь вдаль.

Скульптор Айдын Зейналов объяснил, что у героев композиции не было прототипов. Наоборот, даже внешний облик, к примеру, бронзового писателя не должен был напоминать кого-то из реального литературного мира. Проект, связанный с метро, Айдын Зейналов выполнил впервые. Хотя, являясь скульптором, дизайнером, академиком Российской академии художеств, известен многими своими работами. Например, серией скульптур десяти российских наиболее значимых композиторов и музыкальных деятелей и тремя рельефами по 10 кв. метров, также связанных с миром музыки. Все эти произведения отлиты из бронзы и установлены в VIP-зоне Концертного зала парка «Зарядье». Известен Зейналов и зарубежными работами. Например, памятниками Джузеппе Верди и Джакомо Пуччини в Италии. А во Флоренции, во дворце Медичи, установлена его бронзовая черепаха с парусом на спине, наполненным ветром. Этот образ отразил известные слова Медичи, известного итальянского собирателя живописи: «Торопись не спеша!»