Роторные парковки: экзотика или реальность?
История вопроса
Роторная, круговая или механизированная парковка – это система, где автомобили размещаются на вращающемся круге или платформе. Она позволяет эффективно использовать ограниченное пространство, так как машины размещаются вертикально друг над другом.
Парковки-карусели появились в середине XX века. Ранние разработки таких систем начались в 50-е годы прошлого века. Первые концепции роторных парковок появились в США, где были разработаны механизмы для автоматизации процесса. На десятилетие позже, в 60-е годы в Германии, стали появляться первые практические модели роторных парковок. В 70-е годы рост городов и повышение ценности земли привели к быстрому развитию круговых паркингов. В 80-е и 90-е годы появились компьютерные системы управления, что сделало системы более эффективными и безопасными.
А что у нас?
Первая роторная парковка появилась в Москве в 1994 году. В 2009 году открылся компактный комплекс возле телецентра Останкино. Позже такие паркинги появлялмсь в разных районах столицы. Некоторые уже прекратили своё существование, часть работает до сих пор. Но пока этот вид паркинга нельзя назвать массовым в столице.
Типы роторных парковок:
Одноуровневые. Представляют собой круговую платформу, на которой машины паркуются в несколько рядов.
Многоуровневые. Имеют несколько этажей, что позволяет парковать еще больше автомобилей.
Вертикальные. Используют систему лифтов для подъема и спуска автомобилей.
Где чаще всего располагаются?
Центры городов. Роторные парковки помогают решить проблему дефицита парковочных мест в густонаселенных районах.
Торговые центры. Механизированные паркинги обеспечивают удобство для посетителей и оптимизируют пространство для магазинов.
Офисные здания. Позволяют разместить больше автомобилей для сотрудников и клиентов.
Гостиницы. Обеспечивают безопасное и удобное хранение автомобилей для гостей.
Многоквартирные дома. Такие парковки решают проблему нехватки парковочных мест в жилых районах.
Преимущества роторных парковок
Удобство. Парковка автоматизирована, а значит – более удобна, быстра и безопасна.
Эффективность использования пространства. Роторные парковки позволяют разместить больше автомобилей на той же площади, чем традиционные парковки. Это особенно важно в городских условиях, где земля дорогая.
Быстрый доступ к автомобилю. Роторные парковки обеспечивают быстрый доступ к автомобилям, поскольку они вращаются, чтобы вывести нужный автомобиль на удобную позицию.
Простая ориентация. Благодаря вращающейся платформе, водителям легче ориентироваться и найти свой автомобиль.
Безопасность. Роторные парковки защищают автомобили от непогоды и вандализма, поскольку они находятся в закрытом пространстве.
Недостатки роторных парковок
Стоимость. Постройка роторной парковки может быть более дорогой, чем традиционной.
Сложность обслуживания. Механизированный паркинг требует регулярного технического обслуживания и квалифицированного персонала.
Мнения экспертов и автолюбителей:
«Как и любые виды механизированных парковок, роторные парковки подвержены поломкам. Причем таким, которые моментально оставляют всех автовладельцев без машин. А устранение неисправностей в устройствах такого типа занимает достаточно много времени ввиду необходимости привлечения специализированных компаний и использования редких запасных частей. Именно поэтому такие виды паркинга не нашли широкого применения в Москве. В то же время, можно ожидать распространения механизированных парковок в случае появления отказоустойчивой технологии», - рассказал Илья Фролов, управляющий партнер девелоперской компании STENOY.
«Два основных сдерживающих фактора распространения роторных парковок - затраты на обслуживание и недостаток квалифицированных специалистов. Если первый вопрос решаем, когда организаторы паркинга готовы платить, то второй - не всегда. Сейчас далеко не все технические специалисты хорошо подготовлены, сложно найти квалифицированных. Тестирование и обслуживание механизированных паркингов - сложная и ответственная задача, связанная с безопасностью людей. Поэтому, пока уровень подготовки, навыков специалистов и сервисных стандартов в компаниях не поднимется, может и к лучшему, что пока такие парковки редкость», - прокомментировал инженер Иван Бегунов.
«Считаю, что такие парковки удобны, благодаря механизации, “припарковаться” не составляет большого труда и не занимает много времени. Считаю, что за такими паркингами будущее. Тем более, они экономят пространство, что тоже немаловажно», - поделился мнением маркетолог Иван Воронин.
«Честно говоря, меня пугают такие конструкции. Все время думаю, что может что-то выйти из строя, произойдет сбой и случится ЧП. Хотя, от этого не застрахован наверное ни один автолюбитель в городе, даже на обычной стоянке. Но выглядят такие конструкции эффектно и красиво», - добавила экономист Анна Шамова.