Сто верст от Москвы - Московская перспектива

Сто верст от Москвы

Сто верст от Москвы
Сто верст от Москвы
Пандемия внесла свои коррективы во все без исключения области жизни. Но в большей степени это отразилось на туристической отрасли. Поездки в дальние страны отошли на второй план, а большая часть туристов сегодня предпочитает путешествовать по своей стране на личном автомобиле – это экономично, минимизирует контакты и дает свободу выбора.

В первую очередь такого туриста интересуют города, куда можно добраться за 3–4 часа. По этому принципу в свое время был составлен маршрут «Золотого кольца». Но с наступлением учебного года туристический горизонт большинства москвичей сужается до 100–150 км вокруг столицы – это расстояние позволяет совершить небольшое, но яркое путешествие в рамках выходного дня.

Фонд «Московский центр урбанистики «Город» и Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им А.А. Остапца-Свешникова собрали экспертов отрасли на тематический круглый стол «100 верст от Москвы: туризм выходного дня – новые возможности развития территорий», чтобы обсудить перспективы развития такого типа туризма для регионов, расположенных вокруг столицы.

Научить ходить по воде и вытащить из «норы»

Открывая дискуссию, модератор встречи, сопредседатель фонда «Московский центр урбанистики «Город» Алексей Расходчиков подтвердил актуальность темы статистическими данными. По информации туроператоров, число бронирований на выходные дни в сентябре 2021 года на 20% превышает аналогичные показатели прошлого года. «Это очень востребованный продукт, есть о чем поговорить и поделиться опытом», – пояснил Расходчиков. «У нас много интересных мест для туризма, но есть проблемы с инфраструктурой и сервисами. Для того чтобы привлечь туристов, на местности должно быть несколько локаций, которые человек может посетить, сделать незабываемые фотографии,– продолжил он. – Наши спикеры расскажут, насколько это реально и на что нужно обратить внимание администрации регионов, чтобы небольшой город смог привлечь туристов, в том числе из столицы». «Хорошо, что мы наконец смотрим в сторону других городов и думаем, как их развивать, – поддержал тему руководитель архитектурно-градостроительной компа- нии «Яузапроект» Илья Заливухин. Его компания разрабатывала мастер-планы для двух городов, входящих в стокилометровый радиус вокруг столицы: обустраивала общественное пространство в новом микрорайоне Обнинска и формировала предложения по благоустройству набережной в Наро-Фоминске.

«В наукограде Обнинске, который известен миру своим ядерным реактором, мы сделали такой проект, который прославил его как город, в котором... люди ходят по воде. В буквальном смысле. Причем сделали это без копейки бюджетных денег. Теперь наши фонтаны – это средоточие жизни, где играют дети, туда приезжают на свадебные фотосессии молодожены, – рассказал архитектор. А в Наро-Фоминске мы продемонстрировали, что в городе есть уникальная стрелка реки Нары, которую мы смогли раскрыть и привлечь людей. Сейчас туда можно ездить отдыхать, хотя прежде центр города ассоциировался лишь с расположенным там «Макдональдсом», а сами горожане называли свой город «норой». Думаю, нам удалось хотя бы частично жителей из этих «нор» вытащить».

Поменять Турцию на Подмосковье

При всем том пандемия показала, что можно развивать загородный объект и без подключения к туристическим агрегаторам. «Часть туров выходного дня продается просто через соцсети, минуя агентов и операторов, – рассказал руководитель отдела рекламы парк-отеля «Воздвиженское» (Серпухов) Леонид Чирков. – И у таких объектов большая возвратность». По признанию самого Чиркова, его отель вышел на новый виток развития после закрытия Турции для российского туриста. «Для нас было испытанием, когда мы принимали первую группу туристов, которым предложили отдых у нас в качестве компенсации за сорванную поездку в Турцию, – сказал отельер. – И нам было очень приятно замечать, как меняется выражение лица гостя, когда он видит, что у входа в отель его встречают на электрокаре, а на завтрак подают шампанское». 

Сделать родной город центром вселенной

Участники встречи сошлись на том, что главное условие развития туризма выходного дня состоит в комплексном подходе. Когда город развивается не только ради того, чтобы приезжие оставляли в нем больше денег, но и для того, чтобы созданная под туристов инфраструктура работала и на местное население, предоставляя жителям возможность не только для заработка, но и для полноценного отдыха в родном городе. «И если люди с удовольствием будут этим пользоваться, то все в плане развития города делается правильно, поскольку хорошее будет генерировать только хорошее, – отметил Илья Заливухин. – Наша задача – преобразовывать регионы так, чтобы жители воспринимали свой город как центр вселенной, вокруг которого крутятся остальные планеты. И где-то там есть большая, размером с Юпитер, планета Москва. Туда можно полететь, но зачем? Центром должен быть свой родной город», – заключил архитектор.