Узлы роста и развития - Московская перспектива

Узлы роста и развития

Узлы роста и развития
Узлы роста и развития
За последнее десятилетие объемы и темпы строительства метро, автомобильных и железных дорог, а также различных транспортных сооружений в Москве достигли небывалых масштабов. Однако для улучшения транспортной ситуации в городе важно не просто построить новые объекты, но и интегрировать их в единую систему. Связующими звеньями одного из самых крупных в Европе транспортного каркаса должны стать пересадочные узлы, которых в городе появится более сотни. Однако у новых объектов есть и другая функция – урбанистическая

Основная и очевидная задача возводимых транспортно-пересадочных узлов – обеспечение беспрепятственной удобной пересадки пассажиров с одного вида транспорта на другой. С этой целью между станциями метро и платформами железных дорог строятся крытые и подземные переходы, сооружаются общие пассажирские терминалы с залами ожидания и кассами – словом, создаются максимально комфортные условия для пользования общественным транспортом. По оценкам экспертов, создание системы транспортных узлов с удобными пересадками с одного вида транспорта на другой, сопутствующей инфраструктурой и перехватывающими парковками позволит снизить загруженность дорожной сети в среднем на 7%. Более того, как отметил глава департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов, возведение таких хабов позволяет более эффективно использовать различные транспортные системы. «Это очень важно – учитывать роль ТПУ в перспективе роста пассажирского потока. Так, с появлением комфортных условий пересадки интеграция метрополитена и МЦК усилилась, и сегодня этот процесс практически завершен», – пояснил Загрутдинов.

Вместе с тем в рамках программы строительства ТПУ городские власти ставят и сверхзадачу – создание новых точек деловой и общественной активности за пределами центра Москвы, чтобы у горожан была возможность жить и работать в шаговой доступности от основной транспортной инфраструктуры мегаполиса. Предполагается, что в перспективе ТПУ должны стать своеобразными локальными центрами притяжения, которые не только позволят людям совершать покупки и получать мелкие бытовые услуги по пути от метро до дома, но и смогут обеспечить рабочими местами жителей близлежащих районов. «С помощью ТПУ мы стараемся решить проблему моноцентричности, следствием чего является маятниковая миграция, когда утром значительная часть населения спальных районов устремляется в центр на работу, а вечером проделывает обратный путь. Строительство коммерческих объектов в составе ТПУ как раз и отвечает сверхзадаче градостроительного развития – децентрализации Москвы», – подчеркнул генеральный директор АО «УЭЗ» Альберт Суниев. Для градостроителей оптимальной является ситуация, при которой человек работает в непосредственной близости от дома, а значит, ходит туда пешком и тем самым снижает нагрузку на улично-дорожную сеть и общественный транспорт. Даже если 10% населения столицы будет работать в непосредственной близости от дома – это станет прорывом.

Необходимо отметить, что проектировщики с особым вниманием подходят к наполнению ТПУ различными функциями. «Мы проводим маркетинговые исследования, опрашиваем население и анализируем потребности жителей, проводим публичные слушания. В результате строятся те объекты, которых не хватает в каждом конкретном районе», – добавил Суниев. Наглядной иллюстрацией такого подхода к запросам жителей стал проект ТПУ «Некрасовка». После многочисленных консультаций с горожанами в составе этого узла появился спортивный кластер, так как здесь наблюдался дефицит таких сооружений. Там же в рамках ТПУ строится парк, который, несомненно, станет центром всего района.

Таким образом, ТПУ становятся драйверами для развития тех районов, где они возводятся, – туда придут новые инвестиции, которые дадут старт развитию всей окружающей инфраструктуры. Попутно стоит заметить, что с увеличением привлекательности района, как правило, растет и капитализация жилья. То есть наличие ТПУ сказывается не только на комфорте жителей прилегающих территорий, но и на их благосостоянии. Кроме того, программа строительства транспортно-пересадочных узлов отразится и уже отражается на экономике всего города: реализация этих проектов приносит значительный доход в городской бюджет за счет объектов, которые застройщики передают Москве в пользование или собственность, за счет налоговых отчислений, арендных платежей за пользование земельными участками на время строительства.

В настоящее время программа строительства ТПУ активно реализуется и в ближайшие годы будет только набирать обороты. «В Москве уже построен 41 транспортно-пересадочный узел и еще 57 проектов находятся в стадии реализации. ТПУ являются комфортными хабами для связи различных видов транспорта», – отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв и добавил, что некоторые из них становятся знаковыми и уникальными строениями. Ярким примером такого ТПУ стал комплекс «Нижегородская», расположенный на пересечении Рязанского проспекта с Нижегородской улицей и МЦК. Его основой станут станции «Нижегородская» Некрасовской и Большой кольцевой линии метро, а также одноименная станция Московского центрального кольца. Кроме того, этот узел объединит платформу Карачарово Горьковского направления железной дороги и наземный общественный транспорт. По оценкам экспертов, он станет крупнейшим не только в Москве, но и в Европе, – им будут пользоваться более 100 тыс. пассажиров в сутки.

Коммерческая часть этого транспортно-пересадочного узла будет включать в себя торговый центр, комплекс апартаментов с офисами и паркингом и центр госуслуг «Мои документы». Частью узла станут также наземные перехватывающие парковки. Но, пожалуй, самым примечательным элементом этого ТПУ станет пятиэтажное здание многофункционального терминала, очертания которого напоминают гигантский корабль. На нижних уровнях здания заработают железнодорожные кассы, появятся пассажирские переходы между станциями подземки, железной дороги и МЦК, а также торговые объекты. По периметру это своеобразное судно опоясывает огромный стеклянный витраж площадью около 5 тыс. кв. метров с «рубкой» в виде купола атриума. Внутри непосредственно сам атриум с естественным освещением. Еще одной интересной особенностью здания станет эксплуатируемая кровля, где располагается оборудование систем жизнеобеспечения, имитирующее элементы корабля. «Современные технологии строительства позволили реализовать в проекте ТПУ технически сложные архитектурные решения, при том что работы велись в условиях плотной городской застройки. В итоге создан не только красивый, но и функциональный пересадочный узел», – пояснил генеральный директор АО «Мосинжпроект» (генеральный подрядчик и генеральный проектировщик ТПУ) Юрий Кравцов.

Другим знаковым проектом ТПУ станет хаб «Аминьевское шоссе». «Транспортный узел, который объединит пассажиропотоки Большой кольцевой линии (БКЛ) метро и четвертого маршрута Московских центральных диаметров (МЦД), фактически станет западными воротами города», – заявил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. До 2023 года панируется завершить строительство всей транспортной части этого узла, которая помимо станций и платформ будет включать в себя разворотную площадку для автобусов, а также пешеходные переходы через Матвеевскую улицу и проспект Генерала Дорохова. А уже в 2024 году здесь будет открыт многофункциональный торгово-деловой комплекс с подземной автостоянкой. Площадь этого объекта составит 46,4 тыс. кв. метров, в нем будут размещаться офисы, торговые точки, магазины, банки, общепит, гаражи. Для строительства этого комплекса выделен земельный участок 1,16 га.

Еще одним мегапроектом, демонстрирующим возможности ТПУ, станет узел «Павелецкая». «Это один из крупнейших транспортных узлов в Москве – он объединит многофункциональный комплекс, куда можно будет попасть по подземным переходам с Кольцевой и Замоскворецкой линий метро, а пассажиропоток составит около 350 тыс. человек в сутки», – рассказал Бочкарёв. Помимо транспортной составляющей здесь появятся офисы и развлекательные зоны, а также торговый комплекс, на крыше которого обустроят парк площадью 3 га. Кроме необычных стеклянных крыш-навесов над входами в торгово-развлекательный центр его главным украшением станут площадь с фонтаном и открытый амфитеатр. В парке появятся искусственные холмы, пешеходные маршруты с дорожками из натурального камня, а также велодорожки. Этот многофункциональный комплекс планируют открыть в октябре 2021 года.

Оценивая перспективы программы строительства ТПУ, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин отметил, что успех таких проектов зависит от трех компонентов – учета перспектив транспортного планирования, удачно составленного бизнес-плана и грамотной архитектурной организации пространства. «Опыт создания ТПУ пришел к нам из западной культуры, ведь подобные хабы давно функционируют в Европе и играют важную роль в жизни таких городов, как Париж, Мюнхен и, например, Иерусалим», – добавил он и подчеркнул при этом, что у Москвы есть все условия для успешной реализации подобных проектов. ®