«Кольцо открыло дорогу в будущее»

«Кольцо открыло дорогу в будущее»

«Кольцо открыло дорогу в будущее»
«Кольцо открыло дорогу в будущее»
Марат Хуснуллин о жилищном и дорожном строительстве и транспортно-пересадочных узлах

Открытие движения по МЦК можно считать новым этапом в развитии общественного транспорта города?
– Запуск пассажирского движения по МЦК – знаковое событие не только нынешней осени; этот проект смело можно назвать «прорывом» последних десятилетий. Для Москвы это открывшаяся «дорога в будущее», серьезный шаг в развитии общественного транспорта. По сути, мы выстраиваем абсолютно новую транспортную логистику, обеспечивая транспортную доступность примыкающих территорий и тем самым частично перераспределяя транзитные потоки из центра в среднюю часть города. Подсчитано, что нагрузка на основные ветки метро, прежде всего Кольцевую линию, снизится более чем на 15%, а на центральные вокзалы – на 20%.
Очень важно и то, что мы даем толчок развитию железнодорожного сообщения в черте Москвы и его интеграции с «подземкой». Помимо 17 пересечений с 11 линиями метро МЦК имеет 10 пересадочных станций на 9 направлениях железных дорог. Подобная система давно и успешно работает в европейских странах: достаточно вспомнить Париж с его системой RER или Берлин, Мюнхен, другие крупные города Германии с поездами S-Bahn, которые позволяют пассажирам из любого района мегаполиса без пересадок добраться до пригорода – как ближнего, так и дальнего. Теперь такая возможность есть у москвичей и жителей Подмосковья. То есть в этом плане проект МЦК полностью следует мировой практике и тренду городских электричек.

 Как известно, развитие МЦК будет продолжаться. Каковы дальнейшие планы?
– Вся работа разбита на этапы. Это нормальная практика, когда крупные проекты вводятся очередями. Железнодорожная инфраструктура МЦК полностью построена и уже эксплуатируется.

В чем конкретно будут заключаться эти этапы?
– До конца года мы реализуем второй этап – планируем запустить оставшиеся остановки. На прошлой неделе заработали платформы Соколиная Гора и Дубровка. Скоро будут запущены Панфиловская, Коптево и Зорге. Третий этап рассчитан до 2018 года и включает в себя дальнейшую интеграцию МЦК с железнодорожными платформами и вводимыми станциями метро. В общей сложности речь идет о создании 10 интеграционных связок. Четвертый и пятый этапы включают комплекс мероприятий по повышению комфорта пассажиров, в частности, реконструкцию радиальных направлений железной дороги, улучшение связей между МЦК, метро и наземным транспортом, а также строительство недвижимости для улучшения доступа пассажиров к транспортной системе города и развития прилегающих территорий.

 Какую роль в этих процессах играют ТПУ?
– Транспортно-пересадочные узлы, которые, кстати, мы строим не только на МЦК, но и на станциях метро, решают две важные задачи. Они не только обеспечат пассажирам удобную и быструю пересадку с одного вида транспорта на другой, но и станут катализаторами развития прилегающих территорий, куда инвесторы будут вкладывать деньги, в первую очередь – в строительство рабочих мест, жилья и социальной инфраструктуры. Люди, которые будут жить на этих территориях, получат возможность там же найти работу, там же отдыхать, и все это будет рядом с удобным общественным транспортом.
Вообще наша цель – добиться того, чтобы как можно больше горожан смогли жить и работать в пешей доступности от транспортных объектов. Поэтому чем больше недвижимости будет построено вокруг ТПУ (и жилой с соответствующей инфраструктурой, и коммерческой), тем меньше будет трафик. Такая практика распространена во многих мегаполисах мира.

 Насколько бизнесу будут интересны ТПУ?
– Безусловно, ТПУ на станциях МЦК будут способствовать и формированию так называемого нового «торгового пояса» столицы. Многие проекты ТПУ предусматривают возведение в их составе коммерческих объектов, новый толчок к развитию получат и уже действующие торговые центры, расположенные в шаговой доступности, посещаемость которых вырастет за счет стабильного пассажирского трафика. Для бизнеса это мощный толчок. А если бизнес успешно развивается, то в городской бюджет идут налоги, а значит, у Москвы есть возможность реализовывать важнейшие проекты, направленные на улучшение качества жизни москвичей и поддержание высокого уровня социальных гарантий.
Кроме того, москвичам не нужно будет специально ехать за покупками. Они с большей вероятностью будут совершать их по пути следования с работы домой – рядом с метро или МЦК. Это удобно и экономит массу времени. На данный момент из 169 ТПУ утверждены границы разработки проекта планировки территории (ППТ) по 159 ТПУ, разработаны ППТ по 139, по 72 прошли публичные слушания, на ГЗК утверждено 117 проектов.

 Какие еще значимые транспортные объекты были введены в последнее время?
– Наряду с МЦК москвичи получили в подарок к Дню города 10 крупных объектов дорожной инфраструктуры общей протяженностью почти 32 км, 12 искусственных сооружений и 6 пешеходных переходов. Среди них – реконструированное Волоколамское шоссе, современная развязка на 41-м километре Ленинградского шоссе в Зеленограде, новая эстакада на юго-востоке Москвы на пересечении Волгоградского проспекта с Волжским бульваром, которая значительно улучшила транспортную ситуацию в районах Кузьминки и Текстильщики, где проживают 250 тыс. человек. Открыт участок дороги от улицы Элеваторной до улицы Липецкой и эстакада на их пересечении; запущено движение по новой эстакаде на пересечении улиц Рябиновой и Генерала Дорохова.
Знаковым событием стало открытие на пересечении улиц Народного Ополчения и Берзарина первого в столице винчестерного тоннеля, где транспортные потоки проходят один над другим. Длина этого уникального для Москвы сооружения, которое является составной части Северо-западной хорды, – 786 метров.

 Как идет дорожное строительство в новой Москве?
– 15 сентября состоялось открытие реконструированного участка Калужского шоссе – от МКАД до пересечения со строящейся трассой Солнцево – Видное – Бутово. На значительной его части расширена проезжая часть до четырех полос в каждом направлении, устроены боковые проезды, построен самый длинный из предусмотренных проектом почти километровый тоннель у поселка Газопровод. Также открыто движение по 320-метровой эстакаде, соединившей обход деревни Сосенки со старой трассой Калужского шоссе, и по 85-метровой эстакаде у торгового комплекса ИКЕА.
Хочу подчеркнуть, что объемы и темпы строительства дорог в столице не снижаются. За последние пять с половиной лет мы построили и ввели около 450 км дорог, а это более 10% всех существовавших в Москве дорог. Также мы полностью завершили реконструкцию основных развязок на МКАД и 12 вылетных магистралей, что существенно улучшило дорожную ситуацию, позволило Москве избавиться от позорного «звания» самой загруженной столицы мира, которое она носила долгие годы. Теперь делаем упор на формирование новых связок между районами города. В этом году планируем ввести около 107 км дорог, 30 искусственных сооружений и 15 пешеходных переходов. Эти объемы сопоставимы с прошлогодними.

 Какие новые станции метрополитена откроются до конца нынешнего года?
– Напомню, что в январе мы открыли две новые станции – «Румянцево» и «Саларьево», метро пришло в новую Москву. А 16 сентября запустили сложнейший участок Люблинско-Дмитровской линии от «Марьиной Рощи» до «Петровско-Разумовской». О нем я хотел бы сказать особо, потому что, без всякого преувеличения, это самый сложный участок московского метро. Участок глубокого заложения, где работы – возведение станций и перегонных тоннелей – велись в тяжелейших геологических условиях, на глубине 60 метров. Наряду со строителями здесь трудились и горняки. Кстати, рядом со станцией «Петровско-Разумовская» будет построен крупный ТПУ, который по пассажиропотоку станет сопоставим с показателями трех вокзалов на Комсомольской площади. Ну и, конечно, сейчас продолжаем работы на следующем участке – от «Петровско-Разумовской» до «Селигерской», который завершим до конца 2017 года.
А строительство участка Калининско-Солнцевской линии – от «Парка Победы» до «Раменок» – уже находится в завершающей стадии. До конца года этот участок примет первых пассажиров. Также в планах ввести пять новых станций первого участка Третьего пересадочного контура – от «Делового центра» до «Петровского парка». Всего же с начала года пройдено более 15,5 тыс. метров тоннелей, а задание на 2016 год – более 29 тыс. метров. В настоящее время на строительстве метро задействованы 29 тоннелепроходческих комплексов, работы ведутся на 300 стройплощадках, где трудятся в общей сложности 55 тыс. человек.
Подчеркну, что для Москвы метро – приоритет, главный общественный транспорт, без которого немыслима жизнедеятельность мегаполиса. Мэром было принято важнейшее решение: несмотря ни на какие трудности, не сокращать финансирование строительства метрополитена. Сумма средств, предусмотренных АИП в 2016–2018 годах на эти цели, составляет более 620 млрд руб. – это свыше половины всех расходов, запланированных на транспортное строительство.

 Каковы объемы недвижимости, построенной в Москве с начала года? Как реализуется программа жилищного строительства?
– В этом году в Москве уже введено около 4 млн кв. метров недвижимости из запланированного годового объема 8,5 млн кв. метров. Из них жилая недвижимость составила более 2,1 млн кв. метров при плановых объемах 3,5 млн кв. метров. При этом надо понимать, что основные объемы ввода, как правило, приходятся на конец года. Напомню, что аналогичные планы у нас были и в прошлом году, но по факту мы их превысили, а по жилью и вовсе поставили настоящий рекорд, введя 3,8 млн кв. метров, что стало самым высоким показателем с докризисного 2007 года. Возможно, и в этом году сможем выйти на большие объемы, все будет зависеть от экономической ситуации.
Кстати, инвестиционная активность у нас только растет: из уже введенных объемов инвесторами построено почти 90%. Причем количество выданных разрешений на строительство по сравнению с аналогичным периодом 2015 года выросло на 7%, а площадь объектов увеличилась более чем на 57%. Эти цифры говорят о том, что у нас создан колоссальный строительный задел, градостроительная деятельность для инвесторов становится все более привлекательной. Всего на заседаниях ГЗК с начала года одобрено строительство 16 млн кв. метров недвижимости, около половины из которых (7,5 млн кв. метров) приходится на жилье.

 То есть кризиса на рынке жилья нет?
– На рынке жилья в Москве, к счастью, обстановка благоприятная. Я не раз говорил и еще раз повторю: у нас были опасения еще более года назад, что первичный рынок просядет, но был принят целый комплекс мер, в том числе на федеральном уровне, чтобы этого не случилось. Вообще рынкам свойственна цикличность, и за спадом обязательно следует подъем. И сейчас рынок жилья в Москве оживает. Хотя собственно кризис несильно его и затронул, а в количественном выражении мы стали вводить даже большие объемы, чем до кризиса.
Говоря о жилищном строительстве, будет нелишним отметить, что сегодня в Москве не реализуется ни одного проекта строительства жилых комплексов без возведения социальной инфраструктуры: детских садов, школ, поликлиник, а в идеале и коммерческих объектов, где создаются рабочие места. По такому принципу уже построено более 0,5 млн кв. метров недвижимости.
Комфортный и удобный для жизни город – это и город качественной, привлекательной архитектуры, а не безликих серых «коробок». Разрешения на возведение панелек устаревших серий мы больше не выдаем. Теперь жилые комплексы возводятся по новым проектам на основе современных стандартов, предусматривающих вариативность фасадов, разноуровневые секции, гибкую планировку квартир.
Полным ходом реализуется и программа «Жилище» по переселению горожан из ветхого фонда. Фактически мы уже подошли к завершению ее первого этапа. Из 1,7 тыс. домов снесено более 1,6 тыс., то есть программа выполнена почти на 94%, осталось снести 93 пятиэтажки. Этот этап мы завершим до конца 2017 года, и лишь несколько домов в Западном округе, где таких пятиэтажек больше всего, «перейдут» на 2018 год. Для переселяемых жителей город возводит комфортное современное жилье, которое получили уже более 160 тыс. семей. В 2016–2017 годах в новые квартиры въедут еще порядка 9 тыс. семей.

Теги: #