Инвесторов пустили по кольцу
Концепция реконструкции Московской кольцевой автодороги (МКАД) будет подготовлена до конца 2014 года. Власти решили не ограничиваться перестройкой клеверных развязок и как минимум обеспечить съезды и выезды на магистраль разгонными полосами. По словам главы столичного стройкомплекса Марата Хуснуллина, часть работ оплатят инвесторы: за счет средств Дорожного фонда планируется реконструировать не менее 12 участков МКАД. Полностью реконструкция кольца оценивается в 150 млрд рублей.
Столичные власти уже приступили к реконструкции МКАД, но пока все работы ограничиваются модернизацией существующих развязок. «Эти развязки морально и технически устарели и не справляются с возросшими автомобильными потоками. Поэтому их решено реконструировать, заменив конструкциями с направленными съездами», – сообщил глава департамента строительства Андрей Бочкарёв. По его словам, направленные съезды уже существуют на пересечении МКАД с Ленинградским шоссе, магистралью Вешняки – Люберцы, Новорижским шоссе и выездом из района Куркино. Они доказали свою эффективность: во всех перечисленных узлах автомобильные потоки обычно двигаются без заторов.
Утвержденная городскими властями программа предусматривает до конца 2016 года реконструкцию 11 развязок. Уже в сентябре 2013 года для движения открылась развязка на пересечении улицы Подольских Курсантов и МКАД, а до конца 2014-го будут сданы развязки на пересечении МКАД с Можайским и Дмитровским шоссе, а также с Мичуринским и Волгоградским проспектами.
В ближайших планах – связки с Ленинским проспектом, Профсоюзной улицей, Щелковским, Волоколамским и Каширским шоссе, Рязанским проспектом. По словам господина Бочкарёва, проект модернизации каждой вылетной магистрали обязательно предусматривает перестройку развязки с расширением разгонной полосы на кольце. При этом старые клеверные участки будут частично демонтированы: это связано с их низкой востребованностью после строительства направленных съездов.
В зависимости от сложности работ реконструкция обходится в разные суммы. Например, развязка на Можайском шоссе стоит 6 млрд рублей, а на Дмитровском, в связи с необходимостью строительства тоннеля, – 9 млрд рублей. «Деньги большие, но город вынужден идти на такие расходы. Клеверные развязки представляют собой источник заторов и аварийности, поэтому их нужно делать современными», – подчеркнул Андрей Бочкарёв. По мнению экспертов, это самый важный строительный проект из тех, что горадминистрация начала за последние три года. «Реконструкция старых развязок на МКАД необходима как воздух, – считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. – Только одна направленная развязка между МКАД, Ленинским проспектом и Киевским шоссе даст колоссальный эффект. Киевское шоссе, одна из лучших дорог в теперь уже новой Москве, не просто поедет – полетит».
Однако МКАД имеет пересечения не только с вылетными магистралями. Не меньше дорогу «тормозят» многочисленные съезды и выезды. Всего чиновники насчитали на кольце 300 подъездов к различным объектам недвижимости. Из них 186 на внешней стороне магистрали и 112 – на внутренней. По нормативам съезды должны состоять из двух полос по 3,5 метра каждая, перед съездом и после него на МКАД должна быть разгонная полоса, длина которой зависит от расчетной скорости основного потока. Однако, по словам Марата Хуснуллина, большая часть примыканий построена с нарушением технических требований: «Мы будем предлагать инвесторам либо строить разгонные полосы за свой счет, либо вносить их стоимость в Дорожный фонд».
Пока власти хотят предложить инвесторам профинансировать реконструкцию 12 участков МКАД, где расположены крупные объекты: от Варшавского шоссе до проезда Карамзина; от проезда Карамзина до Ленинского проспекта; от Можайского шоссе до Молодогвардейской улицы; от Молодогвардейской улицы до Рублевского шоссе; от Звенигородского проспекта до Волоколамского шоссе; от Волоколамского шоссе до Ленинградского шоссе; от Ленинградского шоссе до Дмитровского шоссе; от Дмитровского шоссе до Осташковского шоссе; от Осташковского шоссе до Ярославского шоссе; от шоссе Энтузиастов до улицы Молдагуловой; от улицы Верхние Поля до Бесединского моста; от Бесединского моста до Каширского шоссе. «В настоящее время мы проводим тщательный анализ состояния и использования земельных участков и объектов, расположенных вдоль МКАД. Также мы рассматриваем возможность строительства дополнительных съездов и выездов», – отмечает господин Хуснуллин.
По его словам, к концу 2014 года концепцию реконструкции МКАД сформируют как единый проект, в котором будут перечислены обязательства города и инвесторов со сроками реализации. При этом участие бизнеса не ограничится строительством разгонных полос. Власти готовы предоставить инвесторам земельные участки, где они сами смогут строить инфраструктуру, примыкающую к МКАД. «Третий вариант – мы будем предлагать инвесторам принимать участие в строительстве транспортно-пересадочных узлов на МКАД», – сообщил Марат Хуснуллин.
По мере развития транспортной сети на кольце могут появиться и новые крупные примыкания. Два таких проекта уже находятся в стадии реализации. На западной границе города ИФСК «АРКС» заканчивает сооружение Молодогвардейской развязки, занимающей площадь 19 га. Она нужна, чтобы вывести на МКАД автомобильные потоки, следующие по платному дорожному участку в объезд города Одинцово. (Кроме того, в перспективе развязка станет отправной точкой для северного дублера Кутузовского проспекта, который будет строиться по концессии.) «Это первый проект в Москве, предусматривающий перенос путей и строительство над ними автодороги», – отмечают в компании. Сама развязка представляет собой довольно сложную инженерную конструкцию, сочетающую несколько эстакад, наземные проезды и тоннель. «Когда развязку полностью построят, в ней будет четыре уровня», – сообщил гендиректор ИФСК «АРКС» Дмитрий Симарёв.
Второй крупный проект реализуется на севере Москвы, где в город входит платная дорога из Санкт-Петербурга. Строительство Бусиновской развязки предусматривает создание магистрального участка дороги протяженностью 1,6 км и шириной до 10 полос, двух эстакад, трех путепроводов, в том числе над Октябрьской железной дорогой, а также съездов общей протяженностью почти 10 км с эстакадами. По своим масштабам эта стройка ничем не уступает Молодогвардейской развязке и тоже финансируется за счет средств федерального бюджета. Движение планируется открыть до конца 2014 года. Расчетная скорость будет варьироваться от 120 км/ч на магистральном участке до 30–60 км/ч на съездах и выездах. В дальнейшем Бусиновская развязка войдет в состав Северо-восточной хорды– восьмиполосной дороги до Фестивальной улицы.
РАЗВЯЗКИ СДАЮТСЯ
До конца года власти столицы завершат реконструкцию сразу нескольких развязок на пересечении МКАД с вылетными магистралями: Мичуринским проспектом, Дмитровским, Можайским шоссе, Волгоградским проспектом. Между тем некоторые элементы этих развязок уже сданы или будут сданы в ближайшее время. Так, на пересечении МКАД и Можайского шоссе один новый съезд уже работает. Он позволяет выполнить правый поворот с Можайки на внутреннюю сторону Кольцевой автодороги. Кроме того, здесь же запущен путепровод. Сергей Собянин открыл движение по этим объектам в июле. Еще один съезд открылся в июле на пересечении Мичуринского проспекта и МКАД. Он обеспечивает выезд из города по Мичуринскому проспекту (Озерная улица) на внешнюю сторону МКАД. Длина эстакады составляет 414 метров, ширина – две полосы. Проект также предусматривает строительство левоповоротного съезда с Боровского шоссе на внутреннюю сторону кольца. Реконструкцию эстакады на стыке Волгоградки и МКАД обещают завершить до конца августа – с опережением сроков строительства примерно на три месяца. Проект работ предусматривает строительство двух левоповоротных и двух правоповоротных эстакад общей протяженностью почти 3 км. Также планируется реконструировать участки Новорязанского шоссе и Волгоградского проспекта общей протяженностью 2,75 км и возвести боковые проезды вдоль МКАД с устройством боковых карманов для общественного транспорта. Ввод развязки в эксплуатацию позволит разгрузить транспортные потоки на МКАД и Волгоградском проспекте на 30–40%. Стоимость проекта – 2,6 млрд рублей.