МКАД не любит прямых углов
Столичные власти готовятся приступить к закрытию съездов, которые построены с нарушениями и усложняют трафик на МКАД. Точное количество пока не называется, но, по предварительным данным, речь может идти о 60 примыканиях, построенных под прямым углом и не имеющих разгонных полос. В качестве альтернативы бизнесу предложат заняться реконструкцией: в первую очередь модернизации подлежат съезды, расположенные недалеко от развязок МКАД с вылетными магистралями.
Рабочая группа стройкомплекса завершила анализ примыканий к МКАД и дала оценку их влияния на дорожную ситуацию. Основные проблемы, как выяснилось, создают съезды, построенные под прямым углом. «Их нельзя назвать незаконными, просто они не были согласованы должным образом», – поясняет глава группы, руководитель департамента развития новых территорий Владимир Жидкин. По его словам, раньше не было систематизированного подхода к получению разрешений на строительство подъездов к Кольцевой дороге. Множество выездов делались по разрешению одного из органов власти. Например, только ГИБДД.
Перед перпендикулярными съездами автомобили встают в два ряда, чтобы дождаться очереди выехать на прилегающую территорию.
«Если какой-то выезд под прямым углом примыкает, то выезжающая машина полосу МКАД как бы «ворует», а если одна полоса полностью блокируется, то в этом месте происходит ухудшение дорожной обстановки примерно на 20%», – поясняет глава стройкомплекса Марат Хуснуллин. Кроме того, провоцируется создание аварийных ситуаций. Показательный пример – торговый центр «Гвоздь», построенный на пересечении МКАД и Волоколамского шоссе. Хотя на сайте самого комплекса подъездные пути к нему называются удобными, власти с этим категорически не согласны. «Нельзя в таком месте выезжать под прямым углом и сдерживать транспорт. Везде это понимают, кроме самого «Гвоздя», – говорит член рабочей группы Валерий Шкуров. По его словам, уже принято «абсолютно правильное решение закрыть этот съезд».
Большинство собственников объектов, пользующихся «неправильными» примыканиями, не готовы к конфронтации с властями и согласны провести реконструкцию, на которой настаивает город. «Порядка 90% собственников и владельцев понимают ситуацию, понимают, что реконструкция необходима, что она непосредственно связана с их бизнесом и что город реально должен обеспечить функционирование МКАД», – отмечает господин Шкуров. Причем некоторые инвесторы не ждут, когда к ним приедут с проверкой или вызовут на заседание рабочей группы, а сами инициируют сотрудничество – запрашивают форму взаимоотношений и планировочные решения. По словам Валерия Шкурова, более 40 компаний уже дали согласие на участие в реконструкции. Причем одни (например, IKEA) согласны внести средства в Дорожный фонд, а другие (например, «Славянский мир») готовы выполнить все работы самостоятельно. Проектные решения, как правило, предусматривают изменение перпендикулярного съезда на угол в 45 градусов, а также строительство дублера с шириной разгонной полосы, обеспечивающий скоростной режим. В частности, владельцам «Славянского мира», как пояснял Марат Хуснуллин, предстоит построить дорогу, которая параллельно МКАД будет примыкать к Калужскому шоссе и проходить по территории комплекса с развязками в виде кругового движения. «С этой дороги эстакада выведет транспортные потоки на внутреннюю сторону МКАД», – рассказывал глава стройкомплекса. По данным департамента развития новых территорий, сейчас идет отвод земельных участков, необходимых для начала подготовительных работ. В целом проект получается достаточно масштабный. «Стройка займет три года, включая проектирование. Инвестор оценивает свои затраты в 3,5–4 млрд рублей», – уточняет Владимир Жидкин.
Аналогичную стройку планирует девелопер Арас Агаларов. Соглашение о сотрудничестве с производственно-складским комплексом «Элит Крокус» на 31-м км внутренней стороны МКАД уже подписано: это развязка, дополнительная разворотная эстакада, расширение въездов-выездов, дополнительные дороги. «Конечно, экономическая ситуация несколько притормозила наши планы. Еще год назад, два года назад инвесторы охотно соглашались участвовать в такой работе, потому что если повышается пропускная способность дороги, ведущей к их объектам, то повышается и привлекательность этих объектов, а значит, и доходность бизнеса. Сейчас, конечно, это несколько сложнее, но тем не менее никто из крупных инвесторов не отказывается от ранее намеченных планов», – отмечают в горадминистрации. Среди других участников реконструкции МКАД господин Шкуров называет «МЕГА Белая Дача», автосервис «Техцентр Варшавский», торговый комплекс «Южные ворота», торгово-бытовой комплекс «Авто-31», автосалон «Борис-Хоф-Юг» и др.
С 10% несговорчивых собственников власти планируют найти взаимопонимание в индивидуальном порядке, а если не поможет – обратиться в суд. «У нас ничего не строится так, чтобы все были удовлетворены. Везде есть конфликт интересов, который регулируется в рабочем порядке, в этом нет ничего из ряда вон выходящего», – комментирует Валерий Шкуров. Вместе с тем, по его словам, существует ряд объектов, для которых в принципе невозможно организовать беспроблемное присоединение к МКАД. В частности, это сооружения, расположенные внутри сложных развязок. В качестве примера он приводит магазин автозапчастей «Тайм», который находится на внешней и внутренней стороне 6-го км МКАД. Съезд к нему будет закрыт без возможности провести реконструкцию, так как ни одно планировочное решение не позволяет сохранить желаемый скоростной режим. «Принимаемые решения должны обеспечить движение на МКАД со скоростью 100 км/ч. Мы ни в коем случае не выступаем против развития торговли, но она никак не должна мешать коммуникационной функции кольца», – говорит чиновник.
Хотя конструктивные предложения уже разработаны по всем съездам, очередность начала работ зависит от места их нахождения. Чем ближе расположена крупная развязка и вылетная магистраль, тем быстрее инвесторам надо приступать к реконструкции. «В первую очередь работы будут вестись там, куда город уже пришел с реализацией проектов, где ведутся работы по строительству и реконструкции развязок. Там процесс пойдет быстрее, потому что подобные вопросы становятся более актуальными», – поясняют в стройкомплексе.
При этом для новых объектов, которые только будут появляться на территориях, примыкающих к МКАД, планируется разработать единый регламент выдачи разрешений на строительство примыканий. Ситуаций, когда собственник объекта просто прорубает себе выезд на Кольцевую, больше не будет, обещают власти. «Когда у нас появляются новые интересанты строительства у МКАД, мы им сразу говорим, что разгонные полосы, дублеры за вами. Сейчас у нас есть три-четыре перспективных проекта. Это могут быть небольшие участки, где-то 500 метров, где-то 1 км, но в конечном итоге так и собирается комплексная реконструкция МКАД», – отмечает Марат Хуснуллин. В целом, по его оценкам, за счет внебюджетных источников должны быть построены как минимум 20 км дублеров, разгонных полос, выездов и съездов. Полностью реконструкцию МКАД планируется завершить через 5–10 лет, на это потребуется более 100 млрд рублей.