Построено с «Любовью» - Московская перспектива

Построено с «Любовью»

Построено с «Любовью»
Построено с «Любовью» Фото: shutterstock
Кому тоннелепроходческие щиты обязаны своими именами

На прошлой неделе еще один проходческий щит начал прокладывать тоннель на Большой кольцевой линии метро от «Хорошевской» до «Улицы Народного Ополчения». Американке с русским именем «Александра» предстоит построить перегон длиной 1722 метра, пройдя в непростых грунтах под плотной городской застройкой. Накануне Международного женского дня «Московская перспектива» узнала, откуда пошла традиция называть огромные машины женскими именами и в честь кого нарекают тоннелепроходческие механизированные комплексы (ТПМК) московские строители.

В тоннелях московского метро работают более 30 проходческих щитов, две трети из них задействованы на самом грандиозном проекте в мире – Большой кольцевой линии.

На прошлой неделе началась проходка еще одного тоннеля – от «Хорошевской» до станции «Улица Народного Ополчения». Перегон протяженностью 1722 метра возведут при помощи проходческого комплекса Robbins EPB207-328, которому дали имя «Александра».

Для того чтобы «Александра» начала проходку, строителями пришлось применить уникальный метод. В связи с небольшими габаритами котлована, недостаточными для стандартного старта тоннелепроходческого комплекса, проектировщики предложили использовать тупики за действующей станцией «Хорошевская», а также смонтировать герметичные перегородки.

Каждый щит, который строит тоннели в метро, носит женское имя. Это давняя метростроевская традиция, историю которой можно смело назвать «Санта-Барбарой». Этот красивый обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской компании LOVAT, выпускающей проходческие щиты. То ли будучи романтиком, то ли уповая на сверхъестественные силы святых, Ловат решил, что все щиты его компании должны носить имя в честь покровительницы подземных работ католической святой Барбары.

Так, традиция, заложенная Ловатом, распространилась по всему миру и на машины других производителей. Например, в Сиэтле недавно самый большой в мире щит назвали в честь первой женщины-мэра этого города – Берты Лэндс. Ярко-зеленая буровая головка «Берты» стала поистине местной знаменитостью. Она даже обзавелась аккаунтом в «Твиттере», через который передавала занятные сообщения вроде: «Специальный тягач, который толкает меня вперед, имеет 96 осей и почти 800 колес». Интерес к проекту среди местных жителей постоянно рос. Дошло до того, что даже на Хеллоуин дети наряжались «Бертой».

В Москве еще каких-то 10 лет назад было всего несколько ТПМК, поэтому старт и завершение проходки были событиями поистине городского масштаба. К выбору имени подходили с особой тщательностью. Сегодня же, когда количество щитов приближается к 40, возможность наречь тоннелепроходческий комплекс в честь близкого человека получают все большее количество метростроителей. Иногда и вовсе ТПМК называют в честь киношных персонажей.

Недавно впервые в истории московской подземки участок доверили строить китайской компании. Неудивительно, ведь специалисты из Поднебесной – мировые лидеры в метростроении. Они доставили в российскую столицу сразу пять проходческих комплексов. Было бы естественно, если бы щиты назвали популярными китайскими женскими именами, скажем, Ксиаожи, Джу или Ксин. Но как ни странно, проходку сейчас ведут «Полина», «Галина», «Мария», «Дарья» и «Евгения». Дело в том, что в Китае очень популярен российский сериал «Папины дочки», в честь героинь ситкома и назвали проходческие комплексы. В середине года этим подрядчикам предстоит запустить шестой ТПМК. Любопытно, какое имя он получит, ведь в фильме у того самого папы было всего пять дочек.

Российские метростроители обычно называют ТПМК в честь близких родственников или сотрудников компании. Так, например, перегон от «Мичуринского проспекта» до «Озерной» длиной почти три километра построил щит «Татьяна», названный в честь сотрудницы СМУ-1 Московского метростроя.

ТПМК «Арина», названный в честь дочери руководителя подрядной организации, проложил 1300 метров тоннеля между станциями «Солнцево» и «Боровское шоссе». Еще одна «папина дочка», «Анастасия», преодолела 1150 метров под землей, прорыв тоннель от камеры съезда, расположенной возле стадиона «Металлург», до станции «Лефортово». Назвать щит в честь 8-летней Насти решил также один из руководителей подрядной организации. Это был подарок девочке на день рождения. Проходка завершилась в августе 2018-го. В пути машина была около года. Метростроители встречали «Настю» аплодисментами.

Сейчас на Большой кольцевой ведется проходка тоннеля от станции «Воронцовская» до «Улицы Новаторов». Щит «Наталья» преодолел уже примерно полпути из 1,2 км. Назвали ТПМК в честь машинистки метрополитена Наталии Корниенко. Дело в том, что раньше в московском метро работали женщины-машинисты, существовали даже женские бригады. В 1980-е годы вышел приказ о тяжелых работах, согласно которому женщине за рулем состава не место.

Позже было принято решение оставить работниц метро со стажем 10 лет. С тех пор среди машинистов Московского метрополитена была лишь одна женщина – Наталия Корниенко. Более 30 лет она водила составы по Сокольнической линии и уволилась в 2014 году. Именно в ее честь и назван щит.

Кстати, этот тоннелепроходческий комплекс можно считать легендарным: машина строила тоннели Калининско-Солнцевской линии, и именно ее ротор стал частью памятника у выхода со станции метро «Рассказовка».