Расширяя круг - Московская перспектива

Расширяя круг

Расширяя круг
Расширяя круг
Большая кольцевая линия (БКЛ) московского метро – это, безусловно, главный проект метростроения России и один из наиболее заметных во всем мире. Возведение самого протяженного подземного кольца началось в 2011 году, а уже сегодня оно готово почти наполовину. На прошлой неделе мэр Москвы Сергей Собянин и глава стройкомплекса столицы Андрей Бочкарёв приняли участие в открытии очередных двух станций на БКЛ, которые обеспечат скоростным транспортом в шаговой доступности более 113 тыс. москвичей

Новые станции были построены на западном участке длиной 4,6 км в составе Большой кольцевой линии и стали первыми станциями метро в районе Хорошёво-Мнёвники. Станция «Народное Ополчение» расположена вдоль проспекта Маршала Жукова в районе его пересечения с улицей Демьяна Бедного. В перспективе здесь будет сооружен пересадочный узел на новую Рублёво-Архангельскую линию метро, строительство которой может начаться уже в этом году. Вторая станция – «Мнёвники» – расположена в северной части поймы, носящей то же название. Два ее подземных вестибюля выходят к остановкам наземного транспорта, а также к площадке перспективной жилой и общественной застройки. «Мы запускаем две станции метро в Хорошёво-Мнёвниках. Большой московский район получил впервые две станции метро, ну и Большая кольцевая линия приросла еще двумя станциями. Всего теперь в составе БКЛ 12 станций, осталось совсем немного – еще 19 построить. Но я уверен, что с этой задачей мы справимся», – заявил на церемонии открытия Сергей Собянин.

Как отметил, в свою очередь, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв, строительство этого участка БКЛ потребовало специальных технических решений и самоотверженной работы метростроителей. «Участок Большой кольцевой линии метро со станциями «Народное Ополчение» и «Мнёвники» возводился в условиях сложной гидрогеологии. Кроме того, проходка перегонных тоннелей между станциями велась под каналом имени Москвы и вблизи опор эстакады развязки на пересечении Краснопресненского проспекта с улицей Народного Ополчения. В общей сложности в пик строительства на обеих строительных площадках было задействовано более 3,5 тыс. строителей», – рассказал глава стройкомплекса. Возведение обеих станций на участке велось открытым способом. Всего во время их сооружения было разработано более 360 тыс. кубометров грунта, смонтировано свыше 1,3 тыс. км кабельно-проводниковой продукции и более 37 тыс. единиц инженерного оборудования. «Например, при возведении станции «Народное Ополчение» помимо выноса большого количества инженерных сетей из зоны строительства в ходе устройства котлована из-за сложной гидрогеологии и подвижных грунтов использовался специальный метод водопонижения, локальной цементации и глубокой заморозки почвы», – пояснил генеральный директор АО «Мосинжпроект» (управляющая компания по строительству новых линий и станций московского метро) Юрий Кравцов.

Ход строительства осуществлялся под пристальным вниманием контролирующих органов. Так, по словам председателя Мосгосстройнадзора Олега Антосенко, всего на строительстве открытого участка БКЛ было проведено 85 инспекционных проверок. По заданию комитета специалисты Центра экспертиз выполнили различные виды испытаний и исследований, по результатам которых было оформлено 178 заключений.Традиционно особое внимание при проектировании, а затем и при возведении станций было уделено их оформлению. Дизайн станции «Мнёвники» был выбран в ходе открытого конкурса, победителем которого стало архитектурное бюро Тимура Башкаева. Основная идея, предложенная авторами проекта, – визуальное объединение разных частей станции свободно стоящими красными опорами-колоннами. В облицовке стен и потолков применены материалы, имитирующие бетонные поверхности основного серого цвета, но разных его оттенков – от светло-серого до темного, а пол имеет однородное покрытие из светло-серого гранита. Необычной особенностью архитектурного решения является частичное повышение высоты главного вестибюля и формирование атриума с естественным освещением. Такие приемы были характерны для ранних станций Московского метрополитена.

Художественное оформление станции «Народное Ополчение» посвящено народным ополчениям 1612, 1812 и 1941 годов. В вестибюлях станции и на путевых стенах размещены тематические рисунки, выполненные с помощью ультрафиолетовой печати. Пол выложен гранитными плитами темно-серого цвета, который контрастирует со светлыми стенами, облицованными алюминиевыми панелями; часть потолка также отделана горизонтальной алюминиевой рейкой. На фоне матовых стеновых панелей органично выделяются колонны из нержавеющей стали. Завершает эту тематику памятник «Ополченцы», установленный в 1974 году на улице Народного Ополчения и находящийся теперь в шаговой доступности от новой станции метро.

Стоит отметить, что станция «Народное Ополчение» будет обслуживать уже существующую застройку, в то время как «Мнёвники» станет одним из драйверов развития территории Мнёвниковской поймы и одним из ключевых дорожно-транспортных объектов полуострова наряду со строящейся сейчас станцией «Терехово» и проектируемой улично-дорожной сетью. Всего же в рамках развития территории Мнёвниковской поймы на площади более 350 га планируется строительство общественно-жилых, спортивных, административных, социальных и коммерческих объектов общей площадью около 2,5 млн кв. метров.
Значение построенных станций для москвичей трудно переоценить. Согласно прогнозам специалистов, новыми станциями БКЛ будут пользоваться 42,4 тыс. пассажиров в сутки, а в перспективе суммарный пассажиропоток там вырастет до 95,4 тыс. человек. При этом снизится нагрузка на действующие станции Таганско-Краснопресненской линии – самой востребованной в московском метро: на «Полежаевской» – на 26%, «Октябрьском поле» – на 20%, «Щукинской» – на 11%. На 24% ожидается также снижение числа пассажиров и на станции Хорошёво Московского центрального кольца. Планируется, что благодаря этим станциям интервал движения в час пик на участке «Савёловская» – «Хорошёвская» сократится на 15 секунд – с 2.45 мин. до 2.30, что позволит создать более 2,5 тыс. дополнительных пассажирских мест. На участках «Хорошёвская» – «Мнёвники» и «Хорошёвская» – «Деловой центр» интервал движения в час пик будет составлять около пяти минут. Необходимо обратить внимание на то, что до запуска пассажирского движения по всему кольцу на открытом участке будет организовано вилочное движение. Так, отправляясь со станции «Савёловская», поезда будут следовать до «Хорошёвской» и далее либо до станции «Деловой центр», либо до новой станции «Мнёвники».