Рекорд в конце тоннеля
Готовность Большой кольцевой линии (БКЛ) метро, по оценке Сергея Собянина, в настоящий момент составляет 50%. В этом году на кольце откроется еще две станции, а полностью работы будут завершены в 2023 году. Сейчас на строительстве новой линии протяженностью 70 км работает 21 проходческий щит и несколько тысяч человек, однако по мере завершения других объектов количество техники и рабочей силы будет увеличиваться.
Строительство БКЛ ведется, можно сказать, ударными темпами. Еще в начале апреля готовность линии, по данным стройкомплекса, составляла 40% и всего за месяц выросла до 50%. Взять важный рубеж метростроевцам удалось после завершения проходки левого тоннеля между станциями «Проспект Вернадского» и «Мичуринский проспект» на юго-западном участке Большого кольца. «Достроили еще один тоннель на юго-западном участке Большой кольцевой линии мосметро – между станциями «Проспект Вернадского» и «Мичуринский проспект». Уже можно сказать, что БКЛ готова на 50%», – написал в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин. Поскольку правый тоннель между этими станциями был построен ранее, перегон оказался полностью готов. И теперь строители могут приступить к устройству верхнего строения пути и начать подготовку к монтажу инженерных систем. В целом юго-западный участок БКЛ состоит из трех станций – это «Проспект Вернадского», «Мичуринский проспект» и «Аминьевское шоссе». На других перегонах темпы строительства также хорошие. По словам главы стройкомплекса Марата Хуснуллина, тоннели между станциями «Аминьевское шоссе» и «Мичуринский проспект» готовы более чем на 85%. Левый тоннель от «Аминьевского шоссе» до площадки, расположенной перед станцией «Давыдково», открывающей западный участок, пройден на 95%.
Напомним, что за строительство перегонов и станций юго-западного участка кольца отвечает китайский подрядчик – компания China Railway Construction Corporation (CRCC). В начале года стройкомплекс заключил с китайцами еще один контракт, теперь уже на восточный участок, где между станциями «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар» планируется построить двухпутные тоннели. Китайцы прекрасно владеют этой технологией и имеют соответствующее оборудование – во второй половине 2019 года в Москву из КНР будет доставлен специальный тоннелепроходческий комплекс диаметром 10 метров. Кроме того, по словам Марата Хуснуллина, китайские специалисты предлагают российским коллегам технологию ускоренного строительства станций метро. «Мы строим котлован, далее заливается «стена в грунте», после чего начинаются монолитные работы. А китайские специалисты предлагают технологию скоростной сборки готовых железобетонных конструкций, что позволяет экономить время и средства», – пояснил глава столичного стройкомплекса. Он добавил, что китайский опыт будет изучен городскими специалистами, а результаты доложены мэру. Возможно, появятся решения о применении этих технологий в Москве. Впрочем, первый тоннель на восточном участке уже готов – он соединил станции «Текстильщики» и «Нижегородскую».
В стройкомплексе подчеркивают, что в настоящее время работы по проектированию и строительству развернуты на всех участках БКЛ. Конечно, они находятся на разных стадиях – где-то только проводят подготовку территории, а где-то – например, на станции «Лефортово», которая вместе с «Авиамоторной» должна открыться в этом году, – вовсю идут отделочные работы. Пока на Большом кольце работает 21 тоннелепроходческий комплекс. Однако после завершения строительства Некрасовской линии сюда перебросят еще два щита-гиганта диаметром 10 метров. Всего до 2023 года строителям предстоит проложить 70 км тоннелей и построить 31 станцию.
Метростроевцы называют северо-восточный участок одним из самых сложных на БКЛ. Здесь приходится иметь дело не только сразу с двумя станциями глубокого заложения, но и с трудными гидрогеологическими условиями. «Строительство всех шести станций и перегонов сопряжено со сложной гидрогеологией, неоднократным пересечением железной дороги и транспортных магистралей, перекладкой множества инженерных коммуникаций», – рассказывает гендиректор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков. Как и другие объекты Большого кольца, северо-восточный участок будет сдаваться в эксплуатацию поэтапно, начиная с 2019 года (станции «Авиамоторная» и «Лефортово») и вплоть до 2022 года. Перед майскими праздниками строители начали прокладку тоннеля от станции «Стромынка» до «Ржевской». «От «Авиамоторной» до «Стромынки» все шесть тоннелей уже пройдены», – проинформировал читателей своего аккаунта в «Твиттере» Сергей Собянин. Одновременно началось строительство второго тоннеля – от «Воронцовской» до «Улицы Новаторов» на юге БКЛ. Обе станции расположены в Обручевском районе Москвы: с первой будет пересадка на «Калужскую» оранжевой ветки, а со второй – на одноименную станцию строящейся Коммунарской линии. Кроме того, строители смело могут записать себе в актив еще два знаковых участка на БКЛ: к настоящему моменту закончена прокладка тоннелей под рекой Яузой, а также Карамышевским шлюзом канала им. Москвы.