«Сыны Отечества, вы русский трон спасли»

«Сыны Отечества, вы русский трон спасли»

«Сыны Отечества, вы русский трон спасли»
«Сыны Отечества, вы русский  трон спасли»
Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому – не просто главный монумент героям Смутного времени, но и первый памятник Москвы

Если бы памятники могли чувствовать, как люди, памятник Минину и Пожарскому на Красной площади сегодня гордо принимал бы поздравления с двойным юбилеем. Ровно 265 лет назад, в 1754 году, родился его создатель – скульптор Иван Мартос. И ровно 215 лет назад, в 1804 году, будучи уже известнейшим на тот момент скульптором России, он выполнил модель монумента героям 1612 года и представил ее на суд публики, которая оценила его работу весьма благосклонно.

В течение многих столетий в России не было скульптурных памятников. Великие события и великих людей привыкли увековечивать великими постройками, как правило, храмами. В петровские времена отношение к этому поменялось: в XVIII веке в Петербурге, новой столице, были созданы памятники ее основателю – конная статуя Петра Первого скульптора Бартоломео Карло Растрелли и легендарный «Медный всадник» работы Этьена Мориса Фальконе. А в 1801 году на Марсовом поле был открыт памятник фельдмаршалу Александру Суворову.

Москвичи отставать не захотели. И первым в Москве стал памятник героям 1612 года – гражданину Минину и князю Пожарскому.

Долгий путь к Москве

Правда, история создания памятника оказалась непростой и долгой. Его автор скульптор Иван Мартос строил памятник 14 лет (с 1804 по 1818 год). Мало кто знает, что изначально этот монумент предназначался для Нижнего Новгорода. Также не многие помнят, что праздник 4 ноября, известный нам как День согласия и примирения, на самом деле – день освобождения России от польско-литовской интервенции. Считается, что о Минине и Пожарском вспомнили в XIX веке лишь для того, чтобы провести аналогию с 1812 годом. Хотя памятник открыли в 1818 году, с предложением начать сбор средств выступили члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств еще в 1803 году. Первоначально памятник Минину и Пожарскому предполагали установить в Нижнем Новгороде, где собралось народное ополчение, но учитывая важность памятника героям 1612 года для русской истории, решили установить его в Москве. По мартосовской модели памятник в 1816 году отлил в бронзе в Петербурге Василий Екимов. В Москву его из Петербурга отправили водным путем – по Неве и Онежскому озеру, затем по каналам и Шексне до Рыбинска, а оттуда Волгой до Нижнего Новгорода. Там памятнику устроили торжественную встречу. Очевидец так описывал это событие: «Никакое перо не может изобразить, в какое восхищение приведены как некие горожане, так и всего здешнего края жители появлением в здешних водах столь знаменитого памятника согражданину своему». Из Нижнего памятник по Оке довезли до Коломны, а затем по Москве-реке прямо к стенам Кремля. А чтобы утешить нижегородцев, в Нижнем Новгороде поставили мраморный обелиск в честь героев.

Автор памятника увековечил в нем себя

Иван Мартос родился в городке Ичне Черниговской губернии в семье обедневшего помещика и стал воспитанником Академии художеств в 10 лет, окончил курс с золотой медалью и был отправлен для продолжения обучения в Италию. В Риме он занимался скульптурой и в то же время рисовал с натуры и с антиков под руководством Рафаэля Менгса. По возвращении в Россию Мартос прославился многими работами, среди которых надгробия для представителей знатных фамилий: С. Волконской, М. Собакиной, К. Разумовского в Воскресенской церкви Батурина и других. Он является создателем первого памятника Ломоносову в Холмогорах. Императоры Павел I, Александр I и Николай I постоянно поручали ему осуществление важных работ, и Мартос составил себе громкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами. Общую идею будущего двухфигурного памятника героям ополчения Мартос сформулировал так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели». Интересно, что на памятнике есть и изображение автора. Постамент памятника с двух сторон украшен бронзовыми рельефами. На одном из них – стилизованное изображение народного ополчения, изгоняющего поляков из Москвы, на другом – нижегородцы, приносящие пожертвования для организации ополчения. На последнем барельефе крайний слева – мужчина, отправляющий на фронт своих сынов, – Мартос с сыновьями. Сын Мартоса, Алексей, был участником Отечественной войны 1812 года, другой сын, Никита, в годы войны убит во Франции, где обучался в Академии художеств.

Торжественный обряд открытия

Открытие памятника Минину и Пожарскому состоялось 20 февраля 1818 года. На Красной площади собрались тысячи москвичей, прошел военный парад. Наконец – барабанный бой, с памятника срывается покрывало и раздаются многотысячные крики «ура!». Столичные газеты писали, что «во время сего торжественного обряда стечение жителей было неимоверное», что «все лавки, крыши Гостиного двора, лавки, устроенные нарочно для дворянства около Кремлевской стены, и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым и необыкновенным зрелищем». Памятник произвел на зрителей большое впечатление. Он стал не только первым монументом в Москве, но и первым памятником, на котором изображен человек из простого парода. Уже в наше время восторжествовала справедливость и в отношении Нижнего Новгорода: там, напротив крепостных ворот, из которых когда-то выходило народное ополчение, была установлена копия памятника Минину и Пожарскому.

След в мировой архитектуре и искусстве

Фирма Дациаро существовала в Москве с 1830 года. Она была основана купцом второй гильдии итальянцем Джузеппе Дациаро, который владел литографической мастерской в Москве и Париже. Больше всего фирма Дациаро прославилась изданиями видовой графики, которая выпускала литографированные виды двух русских столиц. Памятник Минину и Пожарскому на фоне Верхних торговых рядов изображен на раскрашенной литографии издания Джузеппе Дациаро, сделанной с рисунка Бенуа в середине XIX века. Также в Москве на станции метро «Таганская» со стороны зала и платформ на пилонах в стрельчатых нишах находятся панно, украшенные орнаментом с вплетенными изображениями. На нескольких панно присутствует образ памятника Минину и Пожарскому. В берлинском Трептов-парке на одном из 16 саркофагов советского военного мемориала высечен барельеф «Всё для фронта! Всё для победы!». На нем изображен памятник Минину и Пожарскому, перед которым стоят люди, жертвующие свое имущество для поддержки армии в тылу.

Приблизительно в 1830–1840-е годы, через некоторое время после возведения памятника, появилась поговорка «Борода-то Минина, а совесть-то глиняна». Также она была найдена в специальной тетради писателя Александра Островского, куда в 1854-м он начал записывать различные вещи, вышедшие из московского просторечия. Происхождение этой поговорки связывают с почитанием купеческим сословием нижегородского старосты Кузьмы Минина. Подразумевается, что купцы, стоя перед памятником на Красной площади, могли думать о спасении Отечества, но забывали об этом, возвращаясь к работе и думая о своей выгоде.

В серии лубочных листов XIX века «Пантюша и Сидорка осматривают Москву» одним из достопримечательных объектов является памятник Минину и Пожарскому. Подписью к картине служит разговор двух земляков. Деревенский парень Сидорка принимает старосту Минина за русского былинного богатыря Еруслана Лазаревича, а более грамотный Пантюша объясняет ему: «Это, вишь ты, памятник богатырям русским, которые спасли Русь от поляков. Это стоит Кузьма Минин, а это сидит князь Пожарский». Четверостишие Николая Станкевича «Надпись к памятнику Пожарского и Минина» 1829 года отражает благодарность народа за освобождение Отечества от польских захватчиков: «Сыны Отечества, кем хищный враг попран,/ Вы русский трон спасли, – вам слава достоянье!/ Вам лучший памятник – признательность граждан,/ Вам монумент – Руси святой существованье!» Памятник фигурирует и в стихотворении Николая Некрасова «Петербургское послание» 1859 года: «Достойный град! Там Минин и Пожарский/ Торжественно стоят на площади».

Сатирическое произведение в прозе «Руководство для гг. приезжающих в Москву», сочиненное в 1909 году писателем Сашей Чёрным, рассказывает об основных правилах посещения столицы. Одно из таких правил гласит: «Памятник Минину и Пожарскому – против Пассажа. Одна из фигур Минин, другая Пожарский. Против памятника – Пассаж».

В знаменитой поэме «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева также упомянут памятник Минину и Пожарскому. В главе «Петушки. Кремль. Памятник Минину и Пожарскому» Венечка оказывается на Красной площади. Он впервые видит Кремль, доходит до Кремлевской стены, и тут его догоняют преследователи и бьют. Сумев вырваться, Венечка бежит вниз по площади и на «два мгновения» останавливается у памятника, чтобы понять, куда ему бежать дальше. Посмотрев на Минина и Пожарского, главный герой принимает решение бежать в ту сторону, в которую устремлен взгляд князя Пожарского.

   
Теги: #