Пересадка всухую
В сентябре этого года стоит задача запустить пассажирское движение на Малом кольце Московской железной дороги, заявил на выставке MIPIM в Каннах заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Чтобы уложиться в сроки, в ближайшее время планируется увеличить количество рабочих с 1,5 тыс. человек до 2,5 тыс.
«Мы активно занимаемся транс-портно-пересадочными узлами. Работы впереди много. Завершено строительство платформ на 27 станциях из 31 ТПУ в составе Малого кольца Московской железной дороги», – отметил Марат Хуснуллин. Но помимо непосредственно платформ для посадки-высадки пассажиров на всех остановочных пунктах МКЖД появятся транспортно-пересадочные узлы, включающие вестибюли для выхода в город и пересадку на другие виды транспорта. Там, где это возможно, отметил генеральный директор ОАО «МКЖД» Владимир Машкин, в основе проектирования лежит концепция «сухие ноги»: пассажир сможет пересесть с одного вида транспорта на другой, не выходя из помещения или под навесом. Такая концепция будет применена, в частности, на станции МКЖД Черкизово, где на данный момент уже полностью готовы платформы, строители возводят будущий транспортно-пересадочный узел. По словам Марата Хуснуллина, чтобы пересесть с МКЖД в метро, не будет необходимости выходить на улицу. Сейчас станции Черкизово МКЖД и «Черкизовская» Сокольнической ветки метрополитена разделяет автомобильная дорога, а чтобы обеспечить удобный переход с одной станции на другую, вестибюли будут надстроены, в результате появятся еще один этаж и широкий переход над шоссе.
Такая же концепция будет применена на станции Шелепиха МКЖД. Переход на строящуюся одноименную станцию Третьего пересадочного контура метрополитена будет осуществляться через подземный пешеходный переход. Работы по его строительству завершены на треть. Расчетный пассажиропоток этого ТПУ в период запуска в 2016 году составит 26,36 тыс. пассажиров в час пик.
Самый большой наземный пешеходный переход в Москве появится на станции МКЖД Новопесчаная, его длина составит почти 200 метров. Этот остановочный пункт, на базе которого формируется перспективный ТПУ, расположен в границах районов Хорошево-Мневники, Щукино, Сокол и Хорошевский. Недалеко от ТПУ «Новопесчаная» располагается станция метро «Октябрьское поле».
Станция Площадь Гагарина будет единственной подземной платформой на МКЖД, пересадка на станцию метро «Ленинский проспект» также будет подземной через закрытый сейчас лестничный сход на платформе метро, который в итоге найдет свое применение.
Станция Измайловский парк находится на насыпи, терминал тоже будет подземным. ТПУ Ботанический сад реализуется с компанией-застройщиком большого жилого комплекса, где строится подземный терминал, который интегрируют под землей со станцией метро.
Также на МКЖД появится сложнейший в Москве ТПУ «Рязанская». Он будет включать интеграцию четырех видов транспорта: это сдвоенная пересадочная станция метро (строящиеся Кожуховская линия и Третий пересадочный контур), станция МКЖД, станция Карачарово Горьковского направления МЖД, наземный городской пассажирский транспорт. Фактически это будет крупный вокзал. Для сравнения: пассажиропоток трех вокзалов – Ленинградского, Ярославского и Казанского – вместе с двумя станциями «Комсомольская» составляет 124 тыс. чел. в час пик. Загрузка ТПУ «Рязанская» составит 114 тыс. чел. Сейчас на глубине 6 метров под землей строится единый распределительный зал, который соединит все эти четыре вида транспорта.
Однако не на всех станциях МКЖД есть возможность организовать «сухую» пересадку из-за большого расстояния между станиями кольца и метро. Одна из таких – Автозаводская. Еще одна – Войковская (Глебово), расстояние между МКЖД и метро там составляет порядка 650 метров, но вполне вероятно, что станция МКЖД будет интегрирована с торговым комплексом, в котором появится сквозной проход в сторону станции метро.
Часть станций МКЖД (Шелепиха, Лужники, Кутузово и Сити) сделают стеклянными для организации естественного освещения. В вечернее время там будут загораться специальные светодиодные светильники. «На станции Шелепиха в турникетно-кассовом зале будет установлена прозрачная крыша. На станциях Кутузово и Сити из стекла сделают боковые своды павильонов, позволяющие свету беспрепятственно проникать внутрь. Кроме того, прозрачную крышу установят на станции Лужники. Она полностью защитит платформу и ТПУ от дождя. Зимой на ней будет включаться система подогрева. Убирать там снег обычным способом невозможно. Если на крыше не будет системы подогрева, придется бы все время заказывать высотные работы на ней», – рассказали нашему корреспонденту в ОАО «МКЖД».
По словам Марата Хуснуллина, строительная готовность МКЖД протяженностью 54 км составляет сегодня 90%. В течение месяца завершится строительство верхнего строения путей на всем протяжении.
«Малое кольцо станет частью единой городской системы общественного транспорта столицы и будет перевозить до 300 млн человек в год – это сопоставимо с потоком пассажиров на активных ветках метро», – отметил глава стройкомплекса. МКЖД будет интегрирована в систему московской подземки с помощью ТПУ. Предполагается организовать 17 пересадок на 11 линий метро и 10 пересадок на 9 радиальных направлениях железной дороги. Транспортно-пересадочные узлы МКЖД позволят пассажирам сократить время в пути примерно на 20 минут, а система крытых переходов и галерей защитит от непогоды. Для маломобильных групп населения в ТПУ предусмотрены лифты и эскалаторы, которые сделают поездку более комфортной.