Москва как шестая часть страны
Сколько лет живу в Москве, столько слышу про то, что город стал одной большой стройкой. Впрочем, в последние годы это трудно назвать преувеличением. В столице параллельно запущено несколько мегапроектов, каждый из которых сопоставим по масштабам со строительством отдельного города.
Это и колоссальный проект строительства метро, которое никогда не прирастало такими темпами.
И мощное развитие «Сити», и проект развития железнодорожного сообщения, включая Московское центральное кольцо (ранее – МКЖД). Преображение улиц в центре и на периферии. Реновация промзон. Возведение спортивных арен к чемпионату мира по футболу. Обустройство набережных Москвы-реки, не говоря уже о дорожном строительстве, которое не сбавляет темпов.
Кажется, ни один город на земле не перестраивался такими темпами и такими объемами. Не случайно Москва впервые за последние годы вышла в рейтинге развивающихся городов на первое место, победив по шести номинациям из десяти: транспортная инфраструктура, интеллектуальный капитал, устойчивое развитие, окружающая среда, уровень технологической готовности, демография.
Строителей такое положение дел не может не радовать. Горожанам, живущим на большой стройке, сложнее. Но развитие мегаполиса, особенно столичного, всегда компромисс между желанием сделать жизнь в городе комфортнее и энергичным прогрессом в экономике. В XXI веке тот, кто однажды отстал, может уже никогда не догнать впереди идущих.
Без хорошей транспортной инфраструктуры (а в Москве сегодня площадь улично-дорожной сети в разы меньше, чем в европейских столицах) невозможно развивать современную медицинскую помощь, в которой каждая потерянная минута на вес золота. Без хороших стадионов город не может претендовать на престижные международные соревнования. Без широких тротуаров и оживления в центре (фестивали в режиме нон-стоп – тоже своего рода мегапроект) не будет перспектив у туристической отрасли. Без всего вместе трудно рассчитывать на привлечение инвестиций. И так далее.
При этом строится все это не в пустыне, не на новом месте. Выступая на июньском Урбанистическом форуме, мэр Москвы Сергей Собянин напомнил, что каждый километр дороги в Москве – это колоссальный труд: «Это перекладка километров коммуникаций, согласование с десятком различных организаций, увязка интересов горожан, которым приходится терпеть эту стройку, неудобства в течение достаточно длительного периода. Поэтому такие проекты реализуются в максимально сжатые сроки и с минимальной стоимостью, что нам в принципе удается».
Пример словам мэра – потрясающе быстрое преображение Тверской улицы. Как бы ни устали москвичи от перекопанных тротуаров, трудно не признать, что без проводов, висящих над улицей, с широкими тротуарами, где открылись летние веранды, она стала сегодня куда более привлекательной.
Проблема Москвы еще и в том, что она не просто мегаполис – она супермегаполис. Это по официальной статистике в ней проживают 15 млн человек. Но столица давно уже вышла за формальные границы. Так, по данным сотовых операторов, на территории Московской агломерации постоянно живут не 15, а все 25 миллионов человек. То есть шестая часть населения страны. Не будь такого давления на инфраструктуру города, может, и не пришлось бы его реконструировать столь глобально. Но исходить приходится из практики, а не ждать, когда в столице станет посвободнее.
Вот и получается, что самые простые, элементарные вещи, вроде обустройства обычного жилого двора в супермегаполисе, тоже превращаются в мегапроект. Дворов-то тысячи. Скверов и парков – сотни гектаров. Улочек – три с половиной тысячи. При этом никто не отменял жилищного вопроса, который тоже надо решать.
«Все планы развития Москвы, которые рисовались 15 лет тому назад, морально и физически уже устарели, – говорит сегодня Сергей Собянин. – То, что мы сегодня стараемся создать, – план на 20–30 лет вперед. И я уверен, что через пять лет его надо будет заново переделывать, потому что города и технологии развиваются настолько динамично, что очень быстро устаревают старые представления о развитии городов».
Москва, как известно, не сразу строилась. Но сегодня у нее, кажется, есть шанс преобразиться быстрее, чем когда-либо. Уверен, строителям – особенно в их профессиональный праздник – такие планы по душе.
Сергей Слюсаренко,
главный редактор газеты
«Московская перспектива»