Знаковые стройки Петра Аксёнова
За полвека работы Петра Аксёнова в Москве и при его участии были построены тысячи различных и важнейших для города объектов. Среди них – транспортные (дороги, развязки, метрополитен, монорельсовая дорога), социальные (детские сады школы, больницы), жилые, промышленные и коммерческие. Мы представляем наиболее знаковые объекты, которыми, без сомнения, может гордиться юбиляр.
Здание ПАО «Газпром» на улице Наметкина.
Здание было введено в эксплуатацию в 1995 году. 35-этажный небоскреб является архитектурной доминантой комплекса строений ПАО «Газпром» в Москве. Кроме основного сооружения на территории штаб-квартиры находятся здание поликлиники, спортивный комплекс, концертный зал и магазины.
Петр Аксёнов: «На территории ЮЗАО находилось множество объектов военно-промышленного комплекса. В 1990-х годах многие из них закрылись и перестали платить налоги в бюджет. Но я, как префект, должен был заниматься развитием ЮЗАО, а на это нужны средства. Я предложил руководителю компании «Газпром» Рэму Ивановичу Вяхиреву площадку между двумя речками для размещения так называемого «Газпром-Сити», она ему понравилась. С появлением этого сооружения бюджет округа стал одним из самых высоконаполняемых в городе. В результате мы могли заниматься развитием округа».
Детский бронхолегочный санаторий на улице Академика Капицы. Комплекс функционирует с января 2001 года.
Петр Аксёнов: «Мы провели исследование, согласно которому Юго-Западный округ Москвы является лидером в городе по бронхолегочным заболеваниям. Тогда мы разработали специальную программу по созданию в ЮЗАО оздоровительных центров. Если другие округа раздавали пустующие детские сады коммерческим организациям, мы же такие ДОУ реконструировали под медучреждения. Управы делали ремонт, префектура закупала оборудование: солевые камеры, лампы Чижевского, сауны и так далее. В каждом районе появилось несколько таких центров, а в конце реализации программы мы построили Детский бронхолегочный санаторий».
Дома для переселения на ул. Академика Пилюгина, 26.
Петр Аксёнов: «Занимаясь переселением людей из ветхих пятиэтажек, мы могли предоставить людям примерно равнозначную площадь, но столкнулись с тем, что жители хотят доплатить и получить квартиру большей площади. Типовые серии, которые в те годы возводили ДСК, такой возможности не давали, поэтому мы разработали индивидуальные проекты домов, которые впоследствии реализовали». Такой поход к модернизации жилого фонда был отмечен премией правительства РФ.
МКЖД.
«Воплощая идею реконструкции МКЖД, – рассказывает Владимир Машкин, генеральный директор предприятия, – Петр Николаевич вникал и в организационные, и в технические вопросы, касающиеся взаимодействия не только со строительными структурами, но и с руководителями эксплуатирующих организаций, решал проблемы обеспечения железной дороги инженерными сетями, вопросы техприсоединения. Активно работал со специалистами местных органов самоуправления (префектуры, управы), департаментов транспорта и городского имущества. Он принял решение, чтобы эксплуатирующие организации выполняли обеспечение инженерией ТПУ силами своих подрядных организаций, полностью отвечая за работу».
Здание Сбербанка на ул. Вавилова, пр. 60-летия Октября. Здание офиса Сбербанка было построено в 1996 году немецкой компанией Hochtief.
Комплекс состоит из нескольких секций разной этажности. Основная идея концепции проекта – создание для клиентов и сотрудников банка комфортной функциональной среды, а также использование приемов для выражения динамичности, современности и инновационности банка.
Центр планирования семьи и репродукции на Севастопольском проспекте.
«С Петром Николаевичем я познакомился в 1994 году в его бытность префектом Юго-Западного округа столицы, – говорит Марк Курцер, член-корреспондент РАН, д.м.н, генеральный директор группы компаний «Мать и дитя». – Я тогда возглавил только что построенный центр. Он всегда старался нам помочь, причем помощь эта была весьма существенная. Благодаря Петру Николаевичу мы открыли несколько лабораторий, среди которых патагистологии, генетики, создали мощный консультативно-диагностический центр, позволяющий осуществлять ведение беременности. Он поддерживал наши начинания, помогал в формировании лечебных потоков».
Терминал аэропорта «Внуково».
Виталий Ванцев, председатель совета директоров AO «Международный аэропорт «Внуково»: «Под чутким руководством Петра Николаевича была проведена модернизация объектов аэропорта «Внуково». Профессионализм и кропотливая работа позволили выполнить строительство и благоустройство аэропортового комплекса на самом высоком уровне. Пассажирский терминал А, реконструкцию которого курировал Петр Николаевич, был введен в эксплуатацию в 2010 году и стал визитной карточкой столицы».
Станция метро «Парк Победы».
Станция метро «Парк Победы» открылась весной 2003 года и стала самой глубокой станцией столичной подземки и второй по глубине станцией в России – 80 метров. Длина эскалаторов большого наклона – 126 метров, высота подъема 84 метра – тоже самая большая в Москве. Станция была построена по индивидуальному проекту из монолитного бетона по совершенно новой технологии с опережающим возведением пилонов и фундаментов путевых стен.
Жилой комплекс «Синяя птица» в Бутове.
«Синяя птица» – это целый микрорайон, расположенный на площади 11,2 га. Он состоит из восьми домов, построенных по специальным проектам. В «Синей птице» есть все, что необходимо человеку для комфортного проживания: великолепная школа и детский сад с бассейнами, лечебные учреждения, спортивные площадки, тренажерные залы с сауной и баром, детский спортивный клуб тхэквондо, сеть магазинов, подземный гараж и стоянки, в том числе гостевые, гольф-центр и горнолыжный спуск.
Реконструкция Можайского шоссе.
Владимир Власов, генеральный директор ПАО «Мостотрест»: «Уверен, что без прямого участия в этих процессах Петра Николаевича Аксёнова с его огромным авторитетом и опытом построить в такие сроки столь сложные объекты не представилось бы возможным. В процессе строительства постоянно возникали различные вопросы, в том числе и социальные. Общественные слушания, встречи с жителями – ни одно из этих мероприятий не проходило без Петра Николаевича Аксёнова, который всегда очень чутко относится к мнению жителей, всегда принимает самое активное участие в разрешении спорных ситуаций, отстаивает интересы москвичей, вплоть до изменения проектных решений».
Бусиновская развязка.
Единственная в России пятиуровневая развязка – уникальный проект. Построенная в конце 2015 года, развязка на тот момент стала наиболее масштабным инженерным сооружением в стране. Вместе с комплексом объектов Фестивальной улицы Бусиновка обеспечила вход в Москву новой трассы Москва – Санкт-Петербург.
Владимир Власов, генеральный директор ПАО «Мостотрест»: «Со стороны города объект курировал Петр Николаевич Аксёнов. Эта стройка стала одним из первых в России примеров эффективного взаимодействия заказчика и строителей. Она задала новую планку в оперативности решений, возникающих в рамках строительства задач по освобождению территорий, согласованию проектных решений, координации с городскими службами. Непререкаемый авторитет и глубокое понимание процесса стройки, присущие Петру Николаевичу, сыграли в этом решающую роль».
Квартал 22–23 в Новых Черемушках.
Именно с этого квартала началась программа переселения людей из пятиэтажек.
Петр Аксёнов: «В 1992 году я доложил руководству города об идее реновации пятиэтажного жилого фонда за счет инвесторов. Я обратил внимание, что многие очередники стоят одновременно в очереди на покупку жилья в жилищно-строительных кооперативах. Поэтому предложил форму, при которой одна половина построенных квартир идет под переселение, а другая на продажу. Стартовый дом мы возвели на месте неиспользуемого стадиона. Так на юго-западе Москвы родилась программа сноса пятиэтажек первого периода индустриального домостроения, которая в 1998 году переросла в общегородскую».