13 лет назад Собянин стал мэром Москвы. Что изменилось?

В одном из интервью мэр Москвы Сергей Собянин отметил: «У нас все проекты – ключевые, потому что работают на достижение главной цели: сделать Москву городом, удобным для жизни, для людей. Транспорт, здравоохранение, образование, культура, спорт, городская среда, социальная защита, государственные услуги – в этих и других сферах мы добились зримых перемен к лучшему».
Данные принципы были определяющими и при запуске программы реновации жилого фонда, когда город взял на себя обязательства не просто строить современное жилье по индивидуальным проектам для переселения одного миллиона москвичей из сносимых пятиэтажек и ветхих домов, а создавать кварталы со всей необходимой их жителям инфраструктурой.
Однако невозможно было говорить о повышении качества жизни москвичей, если бы город не сдвинулся с мертвой точки в решении своей самой острой проблемы – дорожно-транспортной. В 2010 году – к моменту прихода Сергея Собянина на должность градоначальника – столица из-за гигантских автомобильных пробок находилась на грани транспортного коллапса, а сегодня скорость движения на городских магистралях увеличилась в среднем на 18%, и это несмотря на продолжающийся рост числа автомобилей в Москве и Подмосковье. Город поехал быстрее за счет целого комплекса мер, важнейшая из которых – изменение градостроительной политики.
За минувшие годы в этой сфере сделано особенно много. Если раньше у горожан было только два доступных вида транспорта – наземный и метро (причем последнее далеко не у всех), то сейчас благодаря вводу в строй МЦК и МДЦ выбор маршрутов значительно расширился. Уже действуют четыре линии Московских центральных диаметров, а речь идет о пяти маршрутах, благодаря которым улучшится транспортное обслуживание 9,6 млн человек – 6,9 млн москвичей и 2,7 млн жителей Московской области. При этом нагрузка на существующую транспортную инфраструктуру столицы, по прогнозам специалистов, сократится на 10–12%.
Серьезно поспособствовало более комфортному перемещению по городу развитие дорожно-транспортной системы. Среднегодовой ввод сохраняется на уровне 100 км современных автотрасс. Начиная с 2011 года в городе реконструировано 20% существующей улично-дорожной сети. Запущена система скоростных хордовых магистралей, включая Московский скоростной диаметр, Северный и Южный дублеры Кутузовского проспекта. Завершается программа реконструкции развязок на МКАД, продолжается формирование транспортной системы ТиНАО.
Не менее грандиозный проект реализован по инициативе Сергея Собянина в столичной подземке. Хотя идея создания Большой кольцевой линии появилась еще в Советском Союзе, но лишь спустя четверть века удалось найти ресурсы, а главное – волю, чтобы приступить к этой грандиозной стройке. По масштабам БКЛ, длина которой составила 70 км, стала самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав прежнего чемпиона – пекинскую подземку. «Большая кольцевая линия качественно изменит всю транспортную систему столицы. Она разгрузит многие автострады, станет хорошим стимулом для развития и благоустройства прилегающих городских территорий, сделает жизнь мегаполиса, его жителей и гостей более удобной и динамичной. А пассажиры метро получат ощутимую экономию времени в пути», – сказал президент России Владимир Путин на открытии БКЛ.
Кроме того, создан задел для развития столичной подземки, которая в ближайшее десятилетие увеличится на 39 станций, включая строящиеся Троицкую и Рублево-Архангельскую ветки, а также проектируемый Бирюлевский радиус метро. При этом столичные власти прогнозируют, что уже к 2027 году в шаговой доступности от станций столичной подземки будут жить 95% москвичей.
Городские инвестиции в транспортную инфраструктуру уже доказали свою эффективность: каждый рубль, вложенный в ее развитие, приносит три рубля частных инвестиций в промышленность, инновации, торговлю и прочие сегменты столичной экономики. Но даже при дефиците бюджета и в период пандемии мэрия не остановила программы, связанные с развитием города. Все программы – реновация, благоустройство, развитие метро и дорог, здравоохранения и образования, культуры и спорта – продолжаются в полном объеме.
«Это аксиома ведения городского хозяйства – нужно вкладывать средства. Если ты, как градоначальник, перестаешь вкладывать в свой город, в него перестают вкладывать инвесторы, тогда экономика начинает по спирали идти вниз», – объяснил Сергей Собянин.
Несмотря на наличие первоклассных клиник, в столичной медицине также хватало проблем, на которые справедливо жаловались москвичи: очереди в поликлиниках, устаревшее оборудование, много обветшалых зданий, неточная и несвоевременная диагностика заболеваний.
Чтобы решить эти проблемы, правительству Москвы потребовалось изменить саму идеологию развития здравоохранения. Сегодня в городе активно возводятся новые и полностью обновляются прежние здания больниц. «Мы завершили первый этап реконструкции городских поликлиник, – сообщил Сергей Собянин в канун Дня города, – это более половины всех зданий, свыше 200. Теперь это современные комплексы, оснащенные первоклассным медицинским оборудованием. По стилю совершенно другие, нежели прежде, – комфортные для посетителей и для врачей. Вторым этапом реконструируем оставшиеся 150 поликлиник».
За счет взвешенной градостроительной политики Москва решила и другую значимую проблему двухтысячных – дефицит мест в школах и детсадах. Сегодня инвесторы и город сообща строят современные социальные объекты. А в следующем году стартует еще одна масштабная городская программа, которая предполагает модернизацию около тысячи зданий образовательных учреждений. И в 2024-м начнется реконструкция 50 школ.
В столице благоустраиваются и реконструируются площади, улицы, парковые территории, скверы и набережные, приводятся в порядок городские водоемы. Активно работает механизм создания качественной среды в шаговой доступности от дома. «Москва в свое время практически полностью лишилась общественных пространств: тусклые фонари, рекламные плакаты, ларьки – лицо города как бы стерлось, а обычного пешехода фактически считали помехой. Но благодаря начатой нами масштабной реконструкции улицы, площади, парки и скверы преобразились. Мы вернули Москву москвичам», – подчеркнул градоначальник.
Только в этом году в столице восстановлены и обновлены 19 общественных пространств и 1,6 тыс. дворов, благоустроены 74 парка и сквера. Выполнен капитальный ремонт 2,3 тыс. домов.
Приводятся в порядок и другие места притяжения – библиотеки, культурные центры, реконструируются и капитально ремонтируются театры и музеи, возрождается и развивается ВДНХ. В районах, где не хватает ФОКов, строятся новые спортивные центры. Проект новой Адресной инвестиционной программы на 2024–2026 годы, на днях подписанный мэром, также сохраняет приверженность принципам градостроительной политики, утвержденным 13 лет назад, и продолжает курс на реализацию главной поставленной им задачи: сделать Москву удобной и комфортной для жизни.