13 лет назад Собянин стал мэром Москвы. Что изменилось?

13 лет назад Собянин стал мэром Москвы. Что изменилось?

13 лет назад Собянин стал мэром Москвы. Что изменилось?
13 лет назад Собянин стал мэром Москвы. Что изменилось?
Стабильность в экономической политике и инвестиционная привлекательность Москвы создают надежный фундамент для реализации городом важных проектов. Для этого потребовались кардинальные изменения во всех сферах, и прежде всего в градостроительной области, благодаря чему за 13 лет в столице построено 112 станций метро и свыше 1250 км новых дорог. А список уникальных объектов пополнился реализованными проектами, среди которых Московский скоростной диаметр (МСД) и Большая кольцевая линия метро (БКЛ), Московское центральное кольцо (МЦК) и Московские центральные диаметры (МЦД). Залог подобного успеха – слаженная работа команды мэра.

В одном из интервью мэр Москвы Сергей Собянин отметил: «У нас все проекты – ключевые, потому что работают на достижение главной цели: сделать Москву городом, удобным для жизни, для людей. Транспорт, здравоохранение, образование, культура, спорт, городская среда, социальная защита, государственные услуги – в этих и других сферах мы добились зримых перемен к лучшему».

Данные принципы были определяющими и при запуске программы реновации жилого фонда, когда город взял на себя обязательства не просто строить современное жилье по индивидуальным проектам для переселения одного миллиона москвичей из сносимых пятиэтажек и ветхих домов, а создавать кварталы со всей необходимой их жителям инфраструктурой.
Однако невозможно было говорить о повышении качества жизни москвичей, если бы город не сдвинулся с мертвой точки в решении своей самой острой проблемы – дорожно-транспортной. В 2010 году – к моменту прихода Сергея Собянина на должность градоначальника – столица из-за гигантских автомобильных пробок находилась на грани транспортного коллапса, а сегодня скорость движения на городских магистралях увеличилась в среднем на 18%, и это несмотря на продолжающийся рост числа автомобилей в Москве и Подмосковье. Город поехал быстрее за счет целого комплекса мер, важнейшая из которых – изменение градостроительной политики.

За минувшие годы в этой сфере сделано особенно много. Если раньше у горожан было только два доступных вида транспорта – наземный и метро (причем последнее далеко не у всех), то сейчас благодаря вводу в строй МЦК и МДЦ выбор маршрутов значительно расширился. Уже действуют четыре линии Московских центральных диаметров, а речь идет о пяти маршрутах, благодаря которым улучшится транспортное обслуживание 9,6 млн человек – 6,9 млн москвичей и 2,7 млн жителей Московской области. При этом нагрузка на существующую транспортную инфраструктуру столицы, по прогнозам специалистов, сократится на 10–12%.

Серьезно поспособствовало более комфортному перемещению по городу развитие дорожно-транспортной системы. Среднегодовой ввод сохраняется на уровне 100 км современных автотрасс. Начиная с 2011 года в городе реконструировано 20% существующей улично-дорожной сети. Запущена система скоростных хордовых магистралей, включая Московский скоростной диаметр, Северный и Южный дублеры Кутузовского проспекта. Завершается программа реконструкции развязок на МКАД, продолжается формирование транспортной системы ТиНАО.

Не менее грандиозный проект реализован по инициативе Сергея Собянина в столичной подземке. Хотя идея создания Большой кольцевой линии появилась еще в Советском Союзе, но лишь спустя четверть века удалось найти ресурсы, а главное – волю, чтобы приступить к этой грандиозной стройке. По масштабам БКЛ, длина которой составила 70 км, стала самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав прежнего чемпиона – пекинскую подземку. «Большая кольцевая линия качественно изменит всю транспортную систему столицы. Она разгрузит многие автострады, станет хорошим стимулом для развития и благоустройства прилегающих городских территорий, сделает жизнь мегаполиса, его жителей и гостей более удобной и динамичной. А пассажиры метро получат ощутимую экономию времени в пути», – сказал президент России Владимир Путин на открытии БКЛ.

Кроме того, создан задел для развития столичной подземки, которая в ближайшее десятилетие увеличится на 39 станций, включая строящиеся Троицкую и Рублево-Архангельскую ветки, а также проектируемый Бирюлевский радиус метро. При этом столичные власти прогнозируют, что уже к 2027 году в шаговой доступности от станций столичной подземки будут жить 95% москвичей.

Городские инвестиции в транспортную инфраструктуру уже доказали свою эффективность: каждый рубль, вложенный в ее развитие, приносит три рубля частных инвестиций в промышленность, инновации, торговлю и прочие сегменты столичной экономики. Но даже при дефиците бюджета и в период пандемии мэрия не остановила программы, связанные с развитием города. Все программы – реновация, благоустройство, развитие метро и дорог, здравоохранения и образования, культуры и спорта – продолжаются в полном объеме.

«Это аксиома ведения городского хозяйства – нужно вкладывать средства. Если ты, как градоначальник, перестаешь вкладывать в свой город, в него перестают вкладывать инвесторы, тогда экономика начинает по спирали идти вниз», – объяснил Сергей Собянин.

Несмотря на наличие первоклассных клиник, в столичной медицине также хватало проблем, на которые справедливо жаловались москвичи: очереди в поликлиниках, устаревшее оборудование, много обветшалых зданий, неточная и несвоевременная диагностика заболеваний.

Чтобы решить эти проблемы, правительству Москвы потребовалось изменить саму идеологию развития здравоохранения. Сегодня в городе активно возводятся новые и полностью обновляются прежние здания больниц. «Мы завершили первый этап реконструкции городских поликлиник, – сообщил Сергей Собянин в канун Дня города, – это более половины всех зданий, свыше 200. Теперь это современные комплексы, оснащенные первоклассным медицинским оборудованием. По стилю совершенно другие, нежели прежде, – комфортные для посетителей и для врачей. Вторым этапом реконструируем оставшиеся 150 поликлиник».

За счет взвешенной градостроительной политики Москва решила и другую значимую проблему двухтысячных – дефицит мест в школах и детсадах. Сегодня инвесторы и город сообща строят современные социальные объекты. А в следующем году стартует еще одна масштабная городская программа, которая предполагает модернизацию около тысячи зданий образовательных учреждений. И в 2024-м начнется реконструкция 50 школ.

В столице благоустраиваются и реконструируются площади, улицы, парковые территории, скверы и набережные, приводятся в порядок городские водоемы. Активно работает механизм создания качественной среды в шаговой доступности от дома. «Москва в свое время практически полностью лишилась общественных пространств: тусклые фонари, рекламные плакаты, ларьки – лицо города как бы стерлось, а обычного пешехода фактически считали помехой. Но благодаря начатой нами масштабной реконструкции улицы, площади, парки и скверы преобразились. Мы вернули Москву москвичам», – подчеркнул градоначальник.
Только в этом году в столице восстановлены и обновлены 19 общественных пространств и 1,6 тыс. дворов, благоустроены 74 парка и сквера. Выполнен капитальный ремонт 2,3 тыс. домов.

Приводятся в порядок и другие места притяжения – библиотеки, культурные центры, реконструируются и капитально ремонтируются театры и музеи, возрождается и развивается ВДНХ. В районах, где не хватает ФОКов, строятся новые спортивные центры. Проект новой Адресной инвестиционной программы на 2024–2026 годы, на днях подписанный мэром, также сохраняет приверженность принципам градостроительной политики, утвержденным 13 лет назад, и продолжает курс на реализацию главной поставленной им задачи: сделать Москву удобной и комфортной для жизни.

Ведущий инженер производственно-экономического отдела ООО «СМУ-8 Метростроя» Татьяна Родюкова о профессии и увлечении живописью
1 марта 202412:25
Ведущий инженер производственно-экономического отдела ООО «СМУ-8 Метростроя» Татьяна Родюкова о профессии и увлечении живописью

О музыкантах-математиках, композиторах-химиках и многих других выдающихся личностях прошлого сказано много. Однако найти «человека эпохи Возрождения», удивляющего разносторонними интересами, можно и среди наших современников. Яркий пример – Татьяна Родюкова, ведущий инженер производственно-экономического отдела компании ООО «СМУ-8 Метростроя». В течение своего рабочего дня она занимается финансово-экономическими вопросами, а свободное время посвящает рисованию акварелью – модному или, как сейчас говорят, актуальному виду живописи. Накануне праздника мы побеседовали с Татьяной о ее работе, увлечениях и планах на будущее.