Охранная грамота
Международная выставка по сохранению, реставрации, использованию и популяризации культурного наследия «Denkmal, Россия – Москва 2017» проводилась в Москве в четвертый раз. О том, что для страны и ее столицы эта тема носит отнюдь не факультативный характер, говорит и статус чиновников, участвовавших в церемонии открытия выставки, и характер их высказываний. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что объемы реставрационных работ в городе таковы, что все они могут восприниматься как огромный комплексный проект возвращения городу наиболее ценных объектов. За семь лет в Москве восстановили 904 объекта культурного наследия, из которых 131 – в нынешнем году. «Эти революционные преобразования сделали столицу более комфортной и значительно более красивой и привлекательной не только для иностранцев и других гостей города, а прежде всего для москвичей», – подчеркнул столичный градоначальник.
Московскую школу реставрации на выставке представили множество реставрационных компаний и организаций, где трудятся коллективы опытнейших специалистов. Особым поводом для гордости министра культуры РФ Владимира Мединского стала организация сводного стенда регионов России. Это произошло впервые.
По данным заместителя руководителя департамента культурного наследия города Сергея Мирзояна, примерно половина средств на восстановление памятников архитектуры идет от инвесторов. В столице действует программа передачи возрождения памятников истории и культуры в аренду (известная как программа «1 рубль за 1 кв. метр»). Ведется постоянный мониторинг состояния сохранности наследия. По данным департамента, сейчас число объектов, пребывающих в аварийном состоянии, составляет 249. Это в пять раз меньше, чем было еще семь лет назад.
К настоящему времени завершена комплексная реконструкция 11 памятников. Похожих среди них нет, каждый уникален. Яркий пример – объект на улице Сивцев Вражек, дом 42, стр. 5. Вся усадьба, к которой относился этот дом площадью 44 кв. метра, не сохранилась, а ее фрагмент был продан с превышением стартовой цены в 130 раз!
В списке спасенных, например, дом Наркомфина на Новинском бульваре и радиобашня на улице Шухова. Правообладатель башни ФГУП предлагал разобрать ее и собрать в другом месте, однако выбрали другое решение: по результатам обследования были проведены противоаварийные работы и установлены опорные элементы. Сложность в том, что даже самые прогрессивные программы часто требуют «ручного управления». Например, дом Орлова-Денисова (Лубянка, 14) пребывал в аварийном состоянии, приводить его в надлежащий вид в соответствии с охранной грамотой владелец не торопился. Ситуация требовала передать памятник другому собственнику, хотя сам механизм этого процесса законом до конца не урегулирован. В результате изъять памятник на возмездной основе, как это предусмотрено законом, удалось только при вмешательстве в процесс первого лица государства.
Московский опыт иногда опережает федеральный. Лишь недавно на федеральном уровне были утверждены нормы отнесения объекта к разряду аварийных. Столичным властям пришлось ориентироваться на собственные критерии, чтобы разворачивать процессы восстановления.
Опытом работы на ВДНХ поделилась московский реставратор Юлия Логинова. Сейчас идет работа на целом ряде объектов, в частности, арке Главного входа, в Центральном павильоне. Однако сложно спасать то, что делалось на время, сказала Логинова. Многие павильоны создавались для работы исключительно в летнее время. Так, при реставрации летнего театра выяснилось, что задняя его стена выполнена не из кирпича, а из шлама. Фасад нынешнего павильона «Космос» мы видим застекленным, хотя исторически он был задуман как открытое сооружение арочного типа.
Фундаментальные работы привели к интересным находкам. В одном из павильонов было обнаружено огромное художественное полотно размером 14 на 11 метров. Скрученное в рулон, оно было подвешено к обычным трубам, долгое время его никто не замечал. Когда рулон развернули, то обнаружилось, что это полотно художника Герасимова. На нем изображен вождь народов в момент Второй всероссийской сельхозвыставки, когда делегаты озвучили просьбу организовать выставку достижений. Еще одна находка, даже более значительная, ожидала мастеров в Центральном павильоне – горельеф скульптора Вучетича, закрытый металлическими листами и представлявший собой масштабную многофигурную композицию.
Отдельной темой стала архитектура промышленных объектов. В Москве выявлено 110 уникальных сооружений такого типа, рассказала Софья Рождественская, начальник отдела государственной историко-культурной экспертизы Мосгорнаследия. В их числе – Московская окружная железная дорога, ансамбль Миусского депо, Трехгорная мануфактура, фабрика брезентов и многие другие. Специалисты подчеркивают хорошую сохранность такого объекта, как Бахметьевский гараж архитектора и инженера Константина Мельникова, целый ряд уникальных и остроумных идей, воплощенных мастером. После реставрации на этой площадке появится Музей московского транспорта.
Интерес к ценным индустриальным объектам проявляют и члены организации ICOMOS Россия, они недавно создали специальный комитет, который будет заниматься промышленной тематикой. Наталья Алмазова, вице-президент организации, рассказала, что из российских исторических объектов в список объектов Всемирного наследия занесены 27 объектов, 37 находятся в листе ожидания. И требования к «качеству» претендентов со временем только повышаются. Большие перспективы на этот счет могут получить проекты транснационального характера. В качестве таких предложений фигурирует проект «Сталинская архитектура» в Москве.