Из кризиса выжмут все сроки

18 февраля, состоится коллегия стройкомплекса Москвы, на которой будет обсуждаться план антикризисных мер, направленных на поддержание отрасли в непростой экономической ситуации. В него войдут сокращение сроков строительства объектов по горзаказу, поддержка инвесторов, а также импортозамещение – переход, где это возможно, на отечественные материалы.
Сегодня для всех участников строительного процесса настали непростые времена: дорожают материалы, банки неохотно выдают кредиты, к тому же и их стоимость значительно выросла. «Нестабильное положение в экономике и снижение экономической активности населения требуют от нас четкой реализации намеченных антикризисных мер. Строительная отрасль всегда, особенно в кризисные времена, была локомотивом развития экономики, поэтому мы обязаны спокойно и последовательно реализовывать наши планы, продолжая создавать максимально благоприятные условия для строительства и реализации проектов», – заявил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Одной из антикризисных мер должно стать сокращение сроков строительства объектов, в том числе и по городскому заказу. Как считают в горадминистрации, это позволит компаниям сократить издержки. Сейчас стройкомплекс проводит с подрядчиками встречи, на которых рассматриваются рабочие планы-графики. Везде, где есть такая возможность, сроки сокращаются. «Как пример могу привести реконструкцию Большой спортивной арены «Лужники». Мы целый месяц вместе с подрядчиками пересматривали график работ и наметили срок их окончания – 2016 год. Для этого сейчас усиливаем ночную смену. На 2017-й останутся только благоустройство и пусконаладка», – рассказал Марат Хуснуллин. По его словам, «если идти по ранее намеченному графику при инфляции 15%, город потеряет миллиард рублей». Также планируется сократить сроки по восьми дорожным объектам. В частности, строители закончат на шесть месяцев раньше реконструкцию Калужского шоссе – к началу 2017 года. На три месяца сократится строительство развязки на Рязанском проспекте, на 7–8 месяцев – развязки на пересечении МКАД с Профсоюзной улицей. «Мы рассмотрели возможности увеличения финансирования примерно на 8 млрд рублей, эти деньги мы планировали заплатить строителям в 2016-м, но если они ускорятся по срокам, то заплатим в этом году», – сообщил господин Хуснуллин.
Опрошенные «Московской перспективой» эксперты солидарны с такой антикризисной инициативой властей. Однако они считают, что сократить сроки возможно не на всех объектах. Так, по мнению Натальи Кругловой, директора бизнес-направления «Недвижимость» компании Pro Consulting Global Limited, сегодня доходность строительной отрасли падает, денег становится меньше, они дорожают. «Как раз именно в такой момент и надо сокращать сроки. Единственный способ поддержать интерес инвесторов – помочь им получить сколько-нибудь приемлемую доходность, которая, как известно, является производной от сроков строительства», – отметила эксперт.
Дмитрий Пантелеймонов, директор департамента маркетинга и продаж ГК «Лидер Групп», считает, что любой застройщик заинтересован в сокращении сроков строительства объектов: «Это обусловлено стремлением увеличить скорость оборачиваемости капитала для улучшения финансовых показателей работы застройщика. Проще говоря, чем быстрее завершаются стройки, тем больше объектов удается сдать в отчетный период, тем больше прибыли получает компания». Однако сократить сроки по всем объектам, которые строит сегодня город, невозможно. «Столичные власти и раньше ставили перед строителями жесткие сроки, – сказал Юрий Волков, гендиректор ГК S-tech, – а чтобы их соблюдать, приходилось серьезно пересматривать не только производственные циклы, но и управленческие. Наверное, сегодня можно еще где-то ускориться». Согласен с ним и Дмитрий Пантелеймонов. По его словам, в панельном строительстве «все и так достаточно быстро. Если говорить о монолите, то здесь можно ускорить лишь отдельные виды работ, так как существует определенная технология, нарушать которую нельзя. То есть нельзя лить по пять этажей в неделю – чисто технически». При этом возможности для сокращения сроков он видит в оптимизации процессов управления, развития новых инженерно-строительных технологий, увеличении мощностей подрядчиков или их числа.
Еще одна антикризисная мера, к которой намерены прибегнуть в стройкомплексе, – импортозамещение. По данным Марата Хуснуллина, в строительстве доля импортных материалов не превышает 20%. И эта цифра может быть еще снижена. Так, в планах города локализовать производство тюбингов и вентиляционных систем для метрополитена в столичном регионе. При этом он отметил, что полностью заменить импортные материалы и оборудование просто нереально.