Депо «Столбово» откроют в 2024 году
«В районе Коммунарки развернута большая стройка. Здесь возводится новое электродепо, мощное. Общая площадь всех строений превысит 100 тыс. кв. м. Будут работать более тысячи человек. И будет обслуживать сразу две линии: Сокольническую линию и новую линию, строящуюся, – это Троицкая ветка. Депо позволит в два раза увеличить количество поездок в южной части Сокольнической ветки, и, конечно, обеспечит нормальное функционирование новой Троицкой линии метро. Основные работы должны быть закончены в конце следующего года», – сказал Сергей Собянин.
Как доложил мэру исполнительный директор, руководитель дивизиона по строительству метро АО «Мосинжпроект» Валерий Кивлюк, первый этап работ выполнен на 100%. «Сейчас общая площадь участка составляет 16 га, тут будет 51 здание для обслуживания поездов. На сегодняшний день первый этап выполнен на 100%. Помимо самого депо будет построено четыре ветки соединительных с Троицкой линией и три – с Сокольнической», – сказал Валерий Кивлюк.
Сокольническая – первая линия метро, построенная в Москве. С момента запуска первой очереди в 1935 г. её длина выросла почти в четыре раза. Только за последние 10 лет ветка была продлена на 7 станций и 18,3 км. В 2019 году здесь открыли станции «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка», а в следующем году на линии откроется новая станция «Потапово». Сегодня длина красной ветки составляет 41,3 километра, на ней расположены 26 станций, каждый день линией пользуются больше 700 тысяч человек. Это одна из самых протяженных и загруженных линий столичной подземки.
Свыше 70% подвижного состава Сокольнической линии составляют современные вагоны «Москва» и «Русич». Сейчас их обслуживают два депо – «Северное», которое построили в 1935 году, и «Черкизово», построенное в 1990 году. Оба здания расположены на севере столицы. Кстати, депо «Северное» старейшее в Москве. здесь обслуживают пятивагонные поезда серии «Русич» и семивагонные «Номерные». В депо «Черкизово» обслуживают восьмивагонные составы «Москва», которые впервые начали курсировать в метро в 2018 году.
Но существующих мощностей депо недостаточно для полноценного обслуживания постоянно растущей Сокольнической линии. Также в скором времени придется обслуживать и новую Троицкую линию метро, строительство первой очереди которой планируется завершат в 2024 году. Поэтому Сергей Собянин решил построить еще одно депо, которое будет обслуживать поезда Сокольнической и Троицкой линий метро.
Новое депо «Столбово» расположится на территории Новой Москвы в поселении Сосенское между Ивановским прудом и ЖК «Москвичка» с южной стороны строящейся дороги «Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе». Построят его уже в следующем году. Депо станет первым на южном участке Сокольнической линии и одним из крупнейших в метро. На участке 15,8 га построят 40 зданий и сооружений общей площадью около 100 тысяч квадратных метров.
В состав депо войдут:
– отстойно-ремонтный корпус на 33 канавы с камерой мойки составов,
– мотодепо с ремонтно-строительным участком,
– инженерный корпус,
– диагностический пост (комплекс с системой автоматического обмера колёсных пар на ходу),
– административно-бытовой корпус и др.
Развёрнутая длина путей депо превысит 12 км. Здания оснастят самым современным оборудованием, которое позволит качественно и эффективно обслуживать поезда. После выхода на проектную мощность в депо смогут работать больше тысячи человек со стабильным доходом и социальными гарантиями от правительства Москвы.
Для персонала создадут все условия для эффективной работы и полноценного отдыха. В административном здании предусмотрена столовая на 144 места. Комнаты отдыха локомотивных бригад будут организованы по типу гостиничных номеров – с размещением в одном блоке с санузлом. Медицинская служба будет включать кабинет предрейсовых осмотров, кабинет врача, процедурную, прививочный кабинет, кабинет медицинского психолога и комнату восстановительных мероприятий. Также предусмотрены спортивный и тренажёрный залы с кабинетом инструктора по физической культуре, актовый зал на 154 места и хозяйственные помещения (прачечная, гладильная, помещения для хранения спецодежды).
Поезда из депо будут выезжать на Сокольническую линию по трём соединительным веткам от перегонных тоннелей со стороны станций «Потапово» и »Коммунарка», что позволит выдавать составы сразу в обе стороны. Ещё одна ветка соединит депо со станцией «Коммунарка» Троицкой линии.
Ввод депо «Столбово» позволит увеличить парность поездов на участке от «Саларьево» до «Потапово» в два раза – с 18 до 36 пар. Это значит, что на этом участке будет обеспечена такая же интенсивность движения поездов, как и на всей остальной Сокольнической линии. Для пассажиров уменьшится время ожидания поезда на станции – поездки станут ещё комфортнее.
Также будет сокращен ночной отстой поездов на путях и создан задел для дальнейшего обновления подвижного состава Сокольнической линии – замены 7-вагонных поездов на 8-вагонные составы «Москва».
В первые годы эксплуатации электродепо «Столбово» будет обслуживать подвижной состав Троицкой линии метро, первую очередь которой от «ЗИЛа» до «Коммунарки» введут уже в следующем году. После завершения строительства и запуска нового депо для обслуживания Троицкой линии метро у деревни Летово депо «Столбово» переключится на обслуживание поездов только Сокольнической линии.
Основные технические характеристики депо:
– Ночной отстой – 24 состава по 8 вагонов.
– Мойка – 16 составов в сутки.
– Эксплуатационное обслуживание – 27 составов в сутки.
– Техническое обслуживание – 3 состава в сутки.
– ТО-4 (обточка колесных пар) – 6 вагонов в сутки.
– Текущий ремонт (ПР-1, ПР-2) – 36 составов в год.
Развитие электродепо Московского метро
С 2011 года подземка начало активно расширяться, а с увеличением линий и станций начало расти и количество поездов. Это необходимо для сохранения 30-секундного интервала движения составов в часы пик. Поэтому десять лет назад столица начала испытывать дефицит мест для стоянки составов – новые объекты не строились в столице с 1996 года, а первым модернизированным депо стали «Печатники», обновление которых стартовало лишь в 2011 году.
Сегодня поезда метро обслуживает 21 электродепо. Парк подвижного состава насчитывает свыше 6,5 тысяч вагонов разных моделей. В депо работают 14,4 тысячи человек, в том числе свыше 5 тысяч машинистов. Начиная с 2011 года в столице построили и реконструировали 11 электродепо.
Шесть новых обслуживают поезда на шести линиях (125 станций):
– «Митино»,
– «Братеево»,
– «Нижегородское»,
– «Лихоборы»,
– «Солнцево» и
– «Руднёво».
Еще пять депо реконструировали. Это:
– «Печатники»,
– «Выхино»,
– «Планерное»,
– «Владыкино»,
– «Сокол».
До конца 2023 года в Москве построят еще одно депо – «Аминьевское». Таким образом, к концу 2023 года поезда метро будут обслуживать 22 электродепо. Из них три – «Замоскворецкое», «Нижегородское», «Аминьевское» – будут работать в составе Большой кольцевой линии.
В планах – реконструкция электродепо «Новогиреево» Калининской линии, строительство электродепо «Южное» («Братеево-2») Замоскворецкой линии, «Столбово» («Саларьево») Сокольнической линии, а также электродепо для обслуживания Троицкой линии метро (вблизи деревни Летово). В составе перспективных Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской линий метро предполагается строительство электродепо «Ильинское» и «Бирюлёвское» («Красный строитель»).
Как работает депо
Электродепо – это гаражи метро, в которых поезда отстаиваются ночью, и где их ремонтируют в случае поломок. В каждом электродепо есть также камера для мытья составов и место для обточки колес поездов. В процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют. Профиль колесной пары очень сложный, он имеет до 15 различных граней для того чтобы подвижной состав не сошел с рельсов. Новые электродепо оборудуют самыми современными станциями для обточки колес. Раньше в большинстве депо обточку можно было провести, только демонтировав колесную пару. Теперь здесь устанавливают станки проходного типа, на которых колеса обтачиваются, просто проезжая через станок.
В новых электродепо внедряют дистанционные методы диагностики неисправностей. Это значит, что ремонтная бригада может подготовить план работ еще до прибытия поезда на станцию. На выезде из тоннеля, который ведет в депо, устанавливается целый комплекс специальных датчиков. При прохождении подвижного состава они автоматически фиксируют все его основные параметры. Эффективность такой системы зависит только от того, насколько развит диагностический комплекс датчиков. Вся информация заносится в электронную карточку, которая есть у каждого вагона. Если в ней фиксируется отклонение от нормы, в электродепо поступает информация, а ремонтная бригада начинает загодя готовиться к прибытию неисправного состава. Современные поезда оснащены большим количеством датчиков. Они тестируют всех системы и сигнализируют машинисту о любой неполадке. Машинист передает эту информацию в депо.