Гараж для туристов, а не машин - Московская перспектива

Гараж для туристов, а не машин

Гараж для туристов, а не машин
Гараж для туристов, а не машин Фото: Полина Наседкина
Реставраторы приступили к воссозданию здания автопарка Госплана

Процесс реставрации памятников промышленной архитектуры — модный тренд не только столицы, но и многих городов мира. Гараж архитектора Константина Мельникова выполнен в стиле конструктивизма. Объект такого класса, прошедший тщательную реставрацию, претендует стать точкой привлечения туристов, особенно ценителей авангардных архитектурных стилей, зародившихся в России в начале прошлого века.

Реставрация гаража Мельникова стала долгожданной. «На протяжении последних трех лет мы добивались от собственников разработки проекта работ и их старта. В результате этой осенью процесс начался. Скоро будет разработан проект приспособления этого памятника к современному использованию», — сообщил руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов. 

Объект необычной формы был построен в 1936 году и получил название «здание-фара». Оно находится на юго-востоке столицы, в Лефортове. Со стороны западного фасада этого одноэтажного строения расположено окно, выполненное в виде «глаза», как называл его сам архитектор Константин Мельников. Он проектировал только архитектурное оформление фасадов. По его задумке, композиция гаража должна напоминать автомобиль — наличием «фары», вытянутым «крылом» первого этажа и решеткой радиатора, которую воспроизводят вертикальные белые колонны. Этот принцип формирования внешнего вида здания был для архитектора основным. Сначала он видел форму, причем порой даже довольно экстравагантную, а потом конструкторы воплощали ее в реальности. Пусть даже эта форма была необычной, например, круглой, как его дом-«улей» в Кривоарбатском переулке, ставший местом паломничества поклонников необычной архитектуры.

Как говорят искусствоведы, за свою жизнь Мельников создал немало странных, но очень известных проектов. 

Например, здание Ново-Сухаревского рынка с удобно и оригинально расположенными торговыми павильонами-киосками и советский павильон на международной выставке в Париже — необычной формы со стеклянными стенами. Кроме того, Мельников разработал план проектировки ЦПКиО имени Горького.

Здание в Лефортове при всей его необычности выполняло чисто утилитарные функции. Там располагались гараж автомобилей Госплана и столовая для его работников. В более простом по форме 4-этажном корпусе гаража находились администрация и мастерские. Госплан в те годы занимался общегосударственным планированием развития народного хозяйства. Объект поручили возвести архитектурно-проектной мастерской Моссовета № 7 во главе с архитектором Валерием Курочкиным, а фасадные решения надлежало выполнить Мельникову. Госплан занимал здание до 1955 года, затем его передали в пользование 8-му таксомоторному парку Москвы. С 1990-х помещения гаража сдаются в аренду.

Эксперты рынка недвижимости говорят о высокой востребованности зданий промышленной архитектуры прошлых веков. Как правило, они находятся на небольшом расстоянии от центра, имеют внушительные размеры и могут быть приспособлены новыми собственниками под многофункциональные центры — выставочные, гастрономические, для размещения бутиков, кафе и ресторанов. Масштабные объемы позволяют активно озеленять такие помещения, создавать в них зимние сады. Недавно о таком опыте объявила международная компания, выкупившая в Москве бывший троллейбусный парк.