Не растерять обаяние истории - Московская перспектива

Не растерять обаяние истории

Не растерять обаяние истории
Не растерять обаяние истории
К 2027 году здания Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина сформируют Музейный квартал, который объединит исторические и современные постройки. Сегодня строители реставрируют и приспосабливают к новым функциям три бывших особняка и возводят современный Депозитарно-реставрационный и выставочный центр рядом с главным зданием музея на Волхонке

Через несколько лет территория от Боровицкой площади до Остоженки преобразится, а ее главная улица Волхонка превратится в четырехполосный бульвар с зеленой зоной. Рядом с усадьбой князей Вяземских-Долгоруковых, принадлежащей ГМИИ имени А.С. Пушкина, появится современный парк, а за зданием Отдела личных коллекций музея – новый выставочный комплекс.После завершения проекта реконструкции на территории Музейного квартала начнут работу девять самостоятельных выставочных центров, в каждом из которых создадут пространства для постоянных экспозиций и временных выставок, лекционных залов, организуют общественные зоны, кафе и магазинчики. В общей сложности площадь помещений Государственного музея изобразительных искусств увеличится с 49 тыс. до 105 тыс. кв. метров, а число его посетителей составит около 3 млн человек в год.

«Мы вступили в реальную фазу строительства, – говорит директор ГМИИ имени А.С. Пушкина Марина Лошак. – Должны восстановить исторический облик усадеб и в это же время превратить их в современные музеи. В связи с чем мы серьезно беспокоимся по поводу реставрационных моментов, так как хотим, чтобы особняки не растеряли обаяние исторических черт. Поэтому сохранение наследия и музеефикация самого духа данного места – важная часть проекта. Да и непосредственно Музейный квартал – это не только здания, но и публичное пространство. Единым дизайном здесь будут объединены все элементы среды – от построек и монументов до скамеек и путей следования по территории городка».

Идея организации Музейного городка на Волхонке принадлежит историку, филологу и искусствоведу Ивану Цветаеву – создателю и первому директору Пушкинского музея (изначально Музей изящных искусств), проекты расширения которого стали появляться сразу же после его открытия в 1912 году. Однако к расширению ГМИИ им. А.С. Пушкина приступили лишь в 1961-м, после передачи музею особняка Варвары Глебовой в Колымажном переулке. Сейчас здесь расположен Дом графики (отдел графики). В последующие десятилетия в собственность музея постепенно были переданы здания, расположенные в прилегающих переулках.

Работа по созданию Музейного квартала ГМИИ им. А.С. Пушкина началась в конце 2000-х и была приурочена к празднованию 100-летия музея. В 2008 году правительство РФ выделило средства на реализацию этого масштабного проекта. В 2014 году состоялся закрытый конкурс на разработку новой концепции. Победил проект бюро «Меганом» под названием «Ризосфера. Новое основание».Первым обновленным объектом, который введут в эксплуатацию, станет Дом текста. Это доходный дом начала века. После реконструкции здесь разместятся научная библиотека музея, читальный зал, аудитории для проведения лекций и выставочные площадки.

Следующей в эксплуатацию введут Галерею искусства импрессионистов и постимпрессионистов. После реконструкции в здании будут выставлены работы выдающихся мастеров второй половины XIX – начала XX века из коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова. Еще один объект – Пинакотека (галерея искусства старых мастеров) – откроется в 2024 году. Помимо выставочных залов в здании также разместятся реставрационные мастерские, фондохранилище и будет сформировано общественное пространство. Единственное здание на территории Государственного музея изобразительных искусств, которое построят с нуля, это Депозитарно-реставрационный и выставочный центр. С момента открытия музея в 1912 году у него не было собственного помещения для хранения коллекций. «Как итог нас ждет крупнейший музейный комплекс, всегда открытый для посетителей. В том смысле, что каждый сможет решить для себя, насколько глубоко он хочет погрузиться в мир искусства, а уж музей предоставит для этого все возможности», – говорит Марина Лошак.