Органная прелюдия в «Зарядье»

Органная прелюдия в «Зарядье»

Органная прелюдия в «Зарядье»
Органная прелюдия в «Зарядье»
В концертном зале прошла инаугурация «короля инструментов»

Такое событие случается раз в столетие: в Концертном зале парка «Зарядье» прошла инаугурация уникального органа. Сначала специалисты продемонстрировали мэру Москвы Сергею Собянину возможности нового органа, который был спроектирован и произведен французской органостроительной компанией «Мюляйзен» специально для Концертного зала «Зарядье». Орган отличают необыкновенный звук, великолепная фасадная часть с огромным количеством трубок, игровая консоль с множеством клавиатур и педалей. Великолепные акустические характеристики филармонического зала дополнены возможностями органа, на изготовление которого потребовалось четыре года.

Как отметил Сергей Собянин, городские власти были заинтересованы в том, чтобы доставленный еще летом инструмент зазвучал в новом концертном зале как можно раньше. «Но в процессе подготовки, изучения документации и в ходе консультации со специалистами мы поняли, что быстро такие проекты реализовать невозможно. Поэтому дали для настройки этого уникального музыкального инструмента столько времени, сколько необходимо. Это важно, потому что таким образом «Зарядье» станет полноценным, мирового уровня концертным залом, в котором есть все – и акустика, и музыкальные технологии, и теперь орган», – сказал мэр.

«Король инструментов», как называют орган меломаны, был доставлен в столицу из Страсбурга в июле прошлого года в разобранном виде семью грузовыми трейлерами. Это около 6 тыс. деревянных, оловянных и медных труб, две консоли, воздуховоды и специальные системы регистров. С этого момента начался монтаж систем огромного организма, а затем процесс интонировки – это отладка качества тембра, громкости и размеров каждой трубы. Чтобы максимально выверить звук, каждую трубу подрезали до определенной величины, чтобы звучание соответствовало 442 Гц, а музыкальный строй был идеальным по всем оркестровым параметрам. То, что мы видим в главном зале, – лишь часть инструмента, его фасад, на котором размещено 135 труб. А за фасадом их 5737. Самая большая составляет шесть метров. Такие размеры – редкость. Москвичи могут гордиться: теперь в Москве можно услышать один из самых больших органов в Европе.

Но дело, конечно, не в размерах. Есть и другие поводы для гордости, более существенные. Французский орган в «Зарядье» – это редчайший случай изготовления инструмента, под который изначально, еще на этапе проекта, было спланировано четырехэтажное пространство за главной сценой. Обычно все происходит иначе, органы «подгоняют» под объемы уже существующих зданий – и храмов, и концертных залов. Французские инструменты имеют свои особенности. По словам генерального директора КЗ «Зарядье» Ольги Жуковой, они отличаются «легким прононсом», а итальянские, например, считаются певучими, немецкие ценятся за кристальной чистоты звук. Хотя нет одинаковых по своим характеристикам инструментов, каждый имеет свои особенности. Модель, доставленная в Москву, усовершенствована за счет электронных девайсов, которые обогащают технические возможности инструмента. Исполнителям проще переключать его регистры, а довольно большой объем памяти (как в компьютере) позволит сохранить в строе инструмента те оттенки звука, которые выбирает для себя при настройке тот или иной музыкант.

Инаугурацию «московского француза» решили провести так, чтобы событие запомнилось, ведь подобное случается лишь раз в сто лет. Автором инсталляции выступил режиссер Даниэле Финци Паска. Получилось романтично и торжественно одновременно: в самом центре большого зала, освещаемого торшерами в виде ламп, вырастающими как бы из пола, была установлена мобильная консоль. Два органиста – Оливье Латри и Шинг-Янг Ли – в полумраке исполняли органные произведения. По полу в виде лабиринтов были рассыпаны листы нотных партитур, а над сценой поблескивали трубы органа… Завораживающее зрелище!

Однако это было лишь прелюдией к главной части инаугурации. По идее руководства КЗ, основное действие началось ровно в полночь. В течение суток 24 органиста исполняли на инструменте произведения разных композиторов, сменяя друг друга каждый час. Этот непрерывный музыкальный марафон не имел мировых аналогов. Концерт в формате нон-стоп был зафиксирован по всем правилам для занесения этого факта в Книгу рекордов Гиннесса.

У московского органа уже есть хранитель – это Лада Лабзина, органистка, заслуженная артистка Республики Татарстан. Она рассказала, что ее функции будут связаны с контролем за состоянием инструмента и, конечно, исполнительской деятельностью.

Сейчас руководство КЗ «Зарядье» находится в творческом поиске – подбирает имя новому органу. Варианты есть, но выбор пока не сделан.

Теги: #