Щиты идут на рекорд

Щиты идут на рекорд

Щиты идут на рекорд
В Москве работает рекордное количество тоннелепроходческих комплексов

Активное развитие системы метрополитена и задачи, которые стоят перед городом, требуют сегодня от строителей высокой технологичности труда. Никогда за всю историю метростроения в российской столице не было задействовано столько тоннелепроходческих комплексов, как сейчас. Если девять лет назад их можно было пересчитать по пальцам, то на данный момент перегоны подземки прокладывают более 30 многотонных машин. Оператором программы развития столичного метро является компания «Мосинжпроект».

К 2024 году протяженность сети Московского метрополитена удвоится по сравнению с 2011 годом и достигнет 600 км, сообщил заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. «Темпы строительства метро в Москве являются одними из самых высоких в мире. Только по итогам этого года мы завершим строительство 14 станций метро и в дальнейшем будем строить не менее 10 станций за год», – отметил он.

Чтобы поддерживать такие высокие темпы, для проходки тоннелей метро в Москве задействовано рекордное количество тоннелепроходческих комплексов (ТПМК), кроме того, впервые на строительстве московской подземки будут одновременно работать сразу четыре ТПМК диаметром 10 метров. АО «Мосинжпроект» даже планирует подать заявку в Книгу рекордов Гиннесса, сообщил Марат Хуснуллин.

«Победа», «Лилия» и другие

ТПМК «Лилия» уже завершает проходку первого двухпутного тоннеля на Большой кольцевой линии (БКЛ) от станции «Карамышевская» до «Мнёвников». Второй щит – «Викторию» – монтируют и готовят к работе на восточном участке БКЛ. Он проложит часть двухпутного тоннеля между станциями «Текстильщики», «Печатники» и «Нагатинский Затон» Большого кольца метро. Другой 10-метровый щит «Надежда», также немецкого производства, соединит «Кунцевскую» и «Давыдково» на западе Большой кольцевой линии.

Еще один щит-гигант «Победа» уже прибыл из Китая в Москву, его монтаж вскоре начнется на строительной площадке станции «Кленовый бульвар» восточного участка БКЛ. Доставленный Северным морским путем в Санкт-Петербург, после прохождения таможенного контроля он был переправлен в столицу речной системой, для чего была продлена сезонная навигация на канале им. Москвы, а также автотранспортом.

Щит «Победа» произведен китайской корпорацией CRCC по техническому заданию, которое разработали специалисты компании «Мосинжпроект» в соответствии с гидрогеологическими условиями на участке строительства и с учетом накопленного опыта использования 10-метровых щитов в Москве. С помощью этого щита китайский подрядчик выполнит проходку двухпутного тоннеля метро на восточном участке БКЛ от станции «Кленовый бульвар» до переходной камеры перед станцией «Каширская», а затем от «Кленового бульвара» до станции «Нагатинский Затон».

По словам генерального директора АО «Мосинжпроект» Марса Газизуллина, перед отправкой щита в Россию специалисты компании в Китае тщательно проверили комплектность и целостность узлов и оборудования ТПМК. После этого машину разобрали на части, упаковали и отправили в Москву. «Ротор был разделен на квадрат и четыре бленда, стационарный щит – на восемь сегментов, юбка щита – на две части. Технологические тележки упаковали в контейнеры», – отметил Марс Газизуллин.

«Роза» на низком старте

Что касается щитов диаметром шесть метров, то в данный момент более десятка таких машин работают на Большой кольцевой линии. На прошлой неделе на южном участке БКЛ стартовала проходка правого перегонного тоннеля от станции «Зюзино» до «Воронцовской». «Тоннелепроходческий щит «Роза» пройдет больше двух километров правого перегонного тоннеля под Севастопольским проспектом, рекой Котловкой и действующей станцией «Калужская», – пояснил на своих страницах в социальных сетях мэр Москвы Сергей Собянин. По словам Марса Газизуллина, в настоящее время на южном участке БКЛ полностью готовы перегоны между станциями «Воронцовская» и «Улица Новаторов», а также между «Каховской» и «Зюзино». При этом правый перегонный тоннель от «Каховской» до «Зюзино» и левый от «Воронцовской» до «Улицы Новаторов» построены именно «Розой».

Неделей ранее на южном участке также завершилась проходка левого перегонного тоннеля от «Каховской» до «Зюзино». ТПМК «Наталия», стартовавший в июле текущего года, проложил почти километр тоннеля под улицей Каховка в условиях плотной городской застройки.

«После технического обслуживания тоннелепроходческий комплекс «Наталия», который недавно завершил проходку, приступит к сооружению левого перегонного тоннеля от «Зюзино» до «Воронцовской», – уточнил Марс Газизуллин.

На юго-западном участке БКЛ метро недавно завершилась проходка левого перегонного тоннеля от «Проспекта Вернадского» до «Улицы Новаторов». «ТПМК «Полина» возвел тоннель длиной 1208 метров под действующей станцией «Проспект Вернадского» Сокольнической линии метро, а также Ленинским проспектом. Ранее этот 6-метровый щит построил правый перегон между станциями «Проспект Вернадского» и «Мичуринский проспект», – рассказал Марс Газизуллин. Проходку соседнего правого перегонного тоннеля планируется завершить до конца года.

По словам Марата Хуснуллина, к 2024 году планируется завершить работы по строительству Большой кольцевой линии и нескольких радиальных веток. Осуществление данных проектов создаст новые маршруты передвижения по городу и обеспечит порядка 95% населения станциями метро в шаговой доступности.

Тоннели ведут за МКАД

Кроме БКЛ работы по строительству подземки также развернулись и на других ветках. В конце ноября мэр Москвы Сергей Собянин объявил о старте проходки первого тоннеля на новой Коммунарской линии.

Строительство левого перегонного тоннеля от станции «Университет Дружбы Народов» в сторону «Улицы Новаторов» ведется комплексом «Светлана» диаметром шесть метров. Теперь он должен пройти более 2,7 км и в 2020 году достичь котлована станции «Улица Новаторов».

«Это историческое событие – началась проходка тоннельного щита в сторону Коммунарки. Это самая большая по протяженности линия за всю историю подземки, которая идет даже не от центра, а от МЦК и до Коммунарки. Значительная часть этой ветки проходит в границах старой Москвы, ею будут пользоваться около 100 тыс. человек ежедневно. Она разгрузит Калужско-Рижскую и Сокольническую ветки метро, в результате улучшится движение в этих районах. Для многих метро станет ближе. И это, конечно, очень важно для новой Москвы – для районов Коммунарки, Щербинки и Троицка. Это большая, серьезная стройка. Надеюсь, что первый этап будет закончен в 2023 году», – сказал Сергей Собянин.

По словам генерального директора АО «Мосинжпроект» Марса Газизуллина, 6-метровый тоннелепроходческий комплекс Herrenknecht S-736 «Светлана» пройдет 2772 метра на глубине от 17 до 30 метров в плотной городской застройке районов Обручевский и Коньково. «Через месяц планируется начало проходки соседнего тоннеля», – отметил Марс Газизуллин.

Напомним, начиная с 2011 года «Мосинжпроект» в российской столице построил 82 км линий метро, 42 станции и 10 депо. Сегодня ключевой проект московского метростроения – Большая кольцевая линия столичной подземки. Ее протяженность составит 70 км, на ней расположится 31 станция. Новое кольцо метро соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить пересадки на центральных станциях подземки и действующей Кольцевой линии.®

Теги: #