Стеклянный тоннель
Для развития этого проекта компания совместно с ДОМ.РФ объявили конкурс на проект будущей штаб-квартиры. Свои архитектурные идеи ведомству представили специалисты более чем 100 компаний из 13 стран – России, США, Голландии, Японии и др. В числе рассматриваемых концепций РЖД склонились к предложениям японской компании Nikken Sekkei. Проектная фирма Nikken Sekkei, входящая в топ-3 крупнейших архитектурных бюро мира, представила решение, которое особенно оценили глава РЖД Олег Белозёров и главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В столице японская компания известна благодаря сотрудничеству с компанией «Пионер», в частности, в проекте ЖК «Ботанический сад», связанного со строительством ТПУ.
По предварительным данным, «РЖД-Сити» будет представлять собой район площадью 20 га, включающий комплекс зданий разной высотности с прозрачным тоннелем посередине. Помимо непосредственно офисов в комплекс войдут жилые, гостиничные, торговые помещения, объекты медицины и культуры, доступные широкому кругу москвичей и гостей столицы. Пока проект оценивается в 72 млрд рублей, хотя бюджет может вырасти и до 100 млрд. Он будет полностью реализован за счет инвесторов. На старте рассмотрения концепции ОАО заявляло, что готово вложиться в проект, проинвестировав 10% его стоимости. Позже руководство РЖД заявило, что средства ОАО и госбюджета в строительство не привлекаются. Развиваться он будет только за счет внешних инвесторов. В новый район компания привлечет все свои дочерние структуры, а занимаемые ими 50 объектов в городе будут проданы.
Стройка, по оценкам железнодорожников, займет примерно пять лет. А начать ее планируется уже в ближайшее время. Здание Рижского вокзала, исторический объект регионального значения, будет сохранено. В соответствии с единой архитектурной концепцией территории Рижского грузового двора будет разработана концепция реставрации и приспособления объекта культурного наследия к современному использованию. Новый район интегрируют в общую городскую ткань, одним из способов такой интеграции станет создание зеленых и прогулочных зон, комфортной городской среды. Прозрачный центральный тоннель в память об истории места будет включать символические железнодорожные пути, долгое время определявшие главную функцию всей территории.