«Виктория» значит победа

«Виктория» значит победа

«Виктория» значит победа
«Виктория» значит победа Фото: stroi.mos.ru
Завершено строительство всех тоннелей Некрасовской линии метро

На прошлой неделе в Москве завершилось возведение уникальных тоннелей Некрасовской линии метро. Их отличительная особенность заключается в том, что построенный участок будет двухпутным – поезда в обоих направлениях станут ходить по одному тоннелю, а платформы на большинстве станций расположатся не в центре, а по бокам. Перегонный тоннель между станциями «Косино» и «Нижегородская» строили два 10-метровых щита «Лилия» и «Виктория». Это уже четвертый подземный коридор, построенный с помощью гигантских тоннелепроходческих комплексов (ТПМК). Всего в нынешнем году в московском метро будет построено 45 км тоннелей, 22 из них уже готовы.

Сегодня в столице одновременно строятся две крупных линии метро – Большая кольцевая и Некрасовская. Работы на последней выходят на финишную прямую. На прошлой неделе завершилась проходка последнего тоннеля – двухпутного перегонного коридора между станциями «Косино» и «Нижегородская». «Запуска второго участка Нижегородской линии метро ждут более миллиона человек. Это москвичи из Люберец, Некрасовки, а также те, кто живет возле Таганско-Краснопресненской линии метро. Это важнейшее направление работы, поэтому метростроевцы будут делать все возможное, чтобы запустить ее как можно раньше», — сказал мэр Москвы Сергей Собянин.

Проходка участка с двухпутными тоннелями на Некрасовской линии от переходной камеры за станцией «Косино» до «Нижегородской» велась при помощи двух 10-метровых щитов – «Лилия» и «Виктория». «Первый тоннелепроходческий комплекс построил участок от «Косино» до «Юго-Восточной». Затем его, не разбирая, «протащили» сквозь станционный комплекс, и он продолжил работу. В мае «Лилия» финишировала на станции «Окская». Щит «Виктория» прошел от «Окской» до «Стахановской» и на прошлой неделе завершил строительство двухпутного тоннеля длиной почти 1,4 км от «Стахановской» до «Нижегородской»», – рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Трасса завершенного участка проходила под нежилой застройкой, дорогами Рязанского района и действующими путями Московского центрального кольца. По словам Сергея Собянина, это сложнейший проект, основные работы на котором будут завершены уже в этом году. Протяженность Некрасовской линии метро составляет 19,6 км, на ней расположатся девять станций. Ветка пройдет от станции «Авиамоторная» на шоссе Энтузиастов до станции «Нижегородская» в начале Рязанского проспекта, потом вдоль Рязанского проспекта и выйдет за МКАД в районы Жулебино, Косино-Ухтомский и Некрасовка. Первый участок, включающий в себя четыре платформы, был открыт 3 июня. Второй участок с пятью новыми станциями находится в завершающей стадии строительства.

Отличительная особенность Некрасовской линии метро заключается в том, что участок от станции «Косино» до «Нижегородской» будет двухпутным. Поезда в обоих направлениях будут ходить по одному тоннелю вместо привычных двух, а платформы на большинстве станций берегового типа. Такое строительство идет быстрее, поскольку тоннель прокладывается одним щитом-гигантом диаметром 10 метров, а не двумя 6-метровыми. Также на 20–30% уменьшается стоимость работ, потому что для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов. Еще один плюс таких тоннелей – безопасность. Время полной эвакуации пассажиров из поезда в двухпутном коридоре составляет около 16 минут, а в однопутном – почти 40. Поезда в двухпутных тоннелях можно оснастить лестницами, которые в случае ЧП будут выпадать из каждой двери состава. В экстренных ситуациях на второй путь тоннеля можно подогнать состав со службами спасения.

Диаметры щитов, с помощью которых ведут проходку двухпутного тоннеля, – 10 метров. Такие тоннелепроходческие комплексы появились на рынке относительно недавно. Столица закупила два ТПМК – это «Лилия» и «Виктория». Последний был задействован на возведении железнодорожного тоннеля к Олимпиаде-2014 в Сочи. Осенью в Москву из Китая будет доставлен еще один 10-метровый ТПМК «Победа», с помощью которого будет построен двухпутный тоннель на восточном участке БКЛ от станции «Нагатинский Затон» до «Кленового бульвара». По словам Марата Хуснуллина, сегодня на строительстве метро в столице задействовано 17 тоннелепроходческих щитов, всего их 33. «Такого количества специализированной техники в Москве еще никогда не было», — добавил глава столичного стройкомплекса.

При этом в Москве ведется и строительство традиционных однопутных тоннелей. К примеру, на участке Большой кольцевой линии метро началась проходка левого перегонного тоннеля от станции «Каховская» до «Зюзино». Стартовавшему тоннелепроходческому комплексу «Наталия» предстоит пройти 998 метров левого тоннеля под улицей Каховка в условиях плотной городской застройки, рассказал Марат Хуснуллин. Этот щит уже был задействован на строительстве правого перегонного тоннеля от станции «Воронцовская» до станции «Улица Новаторов» на южном участке БКЛ метро.

Строительство двухпутных тоннелей нельзя назвать новинкой метростроения.

В советские годы такие подземные коридоры строили на первых очередях Московского метрополитена. Но в те времена для проходки использовали ручной труд и средства малой механизации. Двухпутные тоннели есть на участках «Александровский сад» – «Смоленская» Филевской линии, «Красные Ворота» – «Сокольники» и «Парк культуры» – «Библиотека имени Ленина» Сокольнической, а также «Сокол» – «Аэропорт» на Замоскворецкой линии. На некоторых участках пути противоположных направлений отделяли бетонной колоннадой, но позднее ее стали заменять глухими стенками из-за условий вентиляции. При индустриальном строительстве, когда метро прокладывали открытым способом, на небольшой глубине, было удобно строить в едином котловане конструкции двухпутного тоннеля, даже если пути были изолированы друг от друга. С изобретением технологии проходки тоннелей мелкого заложения щитами, сначала простыми, а потом механизированными, их стали строить однопутными. Сегодня метростроевцы возвращаются к возведению двухпутных тоннелей, но уже с применением новых 10-метровых щитов.

 

Теги: #