Быстрее самолёта: выясняем последствия запуска высокоскоростной железной дороги Москва-Петербург

Быстрее самолёта: выясняем последствия запуска высокоскоростной железной дороги Москва-Петербург

Быстрее самолёта: выясняем последствия запуска высокоскоростной железной дороги Москва-Петербург
Быстрее самолёта: выясняем последствия запуска высокоскоростной железной дороги Москва-Петербург
В середине марта было запущено строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Санкт-Петербург. Уже сейчас очевидно, что жизнь двух столиц после открытия дороги изменится. Но как именно, мы разбирались вместе с экспертами: рассмотрели географические, транспортные и экономические эффекты после ввода эксплуатацию проекта.

Проект - детали

На тематическом сайте РЖД, посвящённом высокоскоростным магистралям, сообщается, что строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали(ВСМ) Москва — Санкт-Петербург предусмотрено транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Трасса внесена в Схему территориального планирования Российской Федерации. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации согласованы Специальные технические условия для проектирования магистрали.

“Приоритетным направлением реализации проекта создания высокоскоростных и скоростных магистралей в России является маршрут между Москвой и Санкт-Петербургом, принимая во внимание оценку существующего спроса, наличие устойчивого пассажиропотока, макроэкономические и демографические прогнозы”, - подчеркнули в сообщении.

В зоне влияния ВСМ Москва-Санкт-Петербург проживает более 30 миллионов человек, что составляет 20% населения страны. Дорога пройдет по территории 6-ти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей. Общая протяженность ВСМ Москва — Санкт-Петербург составит 679 км. Время в пути составит 2 часа 15 мин без остановок.

Размещение начальной/конечной пассажирских станций запланировано в Москве на ст. Москва-Пассажирская-Октябрьская и в Санкт-Петербурге на ст. Санкт-Петербург-Главный, в увязке с мероприятиями по организации пригородных и городских перевозок, а также перераспределения пассажирских поездов дальнего следования.

В РЖД нам также сообщили, что проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали является основой дальнейшего развития агломераций и их слияния посредством высокоскоростной транспортной коммуникации. Проект обеспечит образование индустриальных кластеров в зоне прохождения ВСМ во всех сферах общества — развитие деловых, жилых, туристических, образовательных, медицинских, рекреационных и спортивных объектов.

Зарубежный опыт

Первая высокоскоростная железнодорожная магистраль Токио-Осака появилась в Японии 60 лет назад. Благодаря этой дороге существенно увеличилась мобильность жителей, был ран огромный рывок развитию экономики, оптимизировались перевозки ресурсов. Проект начал приносить прибыть через уже 3 года, а через 7 лет окупился.
 
Позже примеру страны восходящего солнца последовал Китай. Так, запуск высокоскоростной магистрали Пекин--Тяньцзинь в 2008 году заметно сократил продолжительность поездок. Была оптимизирована логистика грузоперевозок и дан новый толчок развитию экономике в городах и других населённых пунктов, прилегающих к дороге. Особенно это коснулось крупнейших мегаполисов, причем, больше Тяньцзина, чем Пекина. Это оразилось на ВВП города, который за год вырос на 10%. Помимо логистики и промышленности, рост отмечался в туризме, общепите и недвижимости.
shutterstock_1927669439.jpg

Высокоскоростные железнодорожные магистрали развиваются и в Европе. Интересен пример маршрута дороги Париж-Лондон, часть пути которого проходит под Ла-Маншем. Сейчас добраться из цента Парижа до Лондона занимает всего 2,5 часа. Полёт на самолёте - час. Но учитывая, что приехать в аэропорт нужно загодя, плюс время для того, чтобы добраться до аэропорта отправлении и из аэропорта прибытия, время дороги самолётом значительно больше. Таким образом магистраль фактически соединяет центры двух стран. В последнее время это стало ещё более важно, ведь несмотря на интеграцию, страны перестали быть в едином Евросоюзе.

Чего ждать нам?

Накопленный мировой опыт с вкраплениями местных инноваций используется и у нас. Из очевидных плюсов открытия дороги - сокращение время в пути, сначала между крупнейшими мегаполисами, а с развитием сети - и по стране в целом. Другой важный эффект - увеличение мобильности жителей, в связи с работой, туризмом и прочими активностями.

Кроме того, неизбежно произойдёт оптимизация перевозок и будет наблюдаться положительный экономический эффект. Москва и Петербург, конечно, до конца не сольются, но тенденции к общей агломерации уже прослеживаются. Ведь если из населённых пунктов по пути следования поезда можно будет менее, чем за час добраться до Москвы, почему бы не жителям этих мест не почувствовать себя москвичами?

Кроме того, не стоит забывать и о буме строительства и улучшения привлекательности локаций по пути следования поездов. Однако есть и особенность: могут взлететь цены на жильё. Насколько эти прогнозы реалистичны, какие из них сбудутся, какие нет, и какой эффект от магистрали выглядит наиболее реальным, "МП" поговорила с экспертами.
 
Без универсальных последствий
 
"С началом строительства и после ввода магистрали для живущих рядом людей не будет одного универсального последствия.  Для кого-то это станет возможностью, кому-то принесет дополнительные неудобства" - прогнозирует исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский. 
ауи.jpg
Владислав Преображенский. Фото: издательский дом «Коммерсантъ», источник: https://t.me/clubinvestmsk/707 

Он призывает обратить внимание на факт, что передвижение будет быстрым, а значит не дешевым. Поэтому для массового частого перемещения рабочей силы данный вид транспорта не очень подходит. Тем не менее, по словам эксперта, следует отметить доступность сервисного и высококвалифицированного персонала, роль и задачи которого в локальном производстве не постоянные. Во многом улучшится доступ к услугам высококвалифицированных инженеров и представителям иных профессий, которые необходимо периодически привлекать: "Основные трудовые ресурсы могут остаться в своих локальных пространствах, но при этом их производственная деятельность может получить совершенно иной уровень сервисной поддержки. Все остальные случаи – учеба, отдых/развлечение, лечение и прочее, станет существенно доступней, но не на высокочастотной основе."

Спикер считает, что не стоит ждать увеличение населения и концентрации жителей возле ключевых станций, поскольку концентрация жителей обуславливается не скоростью передвижения, а экономической целесообразностью нахождения в том или ином месте. Преображенский полагает, что в целом увеличение жителей в регионе, где будет построена дорога, возможно, но при условии создания локальных производств, которым будет необходима дополнительная рабочая сила. Тогда возможно и создание агломерации.
 
“Рост цен на жильё в городах по маршруту дороги, будет зависеть не столько от магистрали, а от экономического развития прилежащих к дороге районов. Если это будет происходить, а для этого есть все основания, то и цены на жилье будут расти. Но только в такой последовательности”.

Преображенский добавил, что сегодня к жилью предъявляется существенно больше требований. Это связанно с развитием технологий, доступностью новых материалов и оборудования. Массовое жилье, во-первых, станет появляться в местах опережающего экономического развития, во-вторых, станут востребованы разнообразные форматы недвижимости, нацеленные на отдых: "Несомненно, дорога строится для того, чтобы вывести экономическую активность на принципиально иной уровень. Это становится возможным с переходом на совершенно иной подход в международном разделении труда. В ближайшие десятилетия экономикам отдельных крупных стран стоит рассчитывать на свою промышленность и свой потенциал, так как международная торговля будет ограниченна из-за политических, санкционных и других ограничений. Где и когда будет зависеть от промышленной политики, которую поведут отдельные регионы. Не все можно сделать централизованно, требуется проявлять инициативу на местах. Там, где будет потенциал для развития и управленческая активность, будут и скорость, и объем, и качество нового жилого строительства", - подытожил эксперт.

Эффект для стройки и квадратных метров
 
Эксперт по недвижимости компании АН ProMetr Александр Цибульский напоминает, что Москва и Санкт-Петербург самые большие городские агломерации России. Оба города являются точками притяжения для людей и бизнеса из регионов, являются крупнейшими населенными пунктами страны.

"Я вижу, что экономические, социальные связи активно развиваются между этими мегаполисами. Опять же по меркам территории России расстояние между агломерациями всего 600 с небольшим километров - смешное. И построение высокоскоростной железной дороги позволит в будущем при определенных условиях сформировать единую агломерацию Москва и Санкт-Петербург, такой огромный мегаполис. Уже сейчас можно однозначно сказать, что ввод высокоскоростной ЖД не отразится на цене жилья в Москве и Санкт-Петербурге: это не ключевой фактор влияющий на цены жилья в двух городах. В Москве и Санкт-Петербурге влияют совершенно другие фундаментальные факторы. Что касаемо стоимости жилья в пределах данного транспортного коридора, проходящего через Тверскую, Новгородскую области, этот фактор может повлиять на цены жилья в этом районе. Опять же нужно понимать, что если и жилье подорожает, то не сразу. На данный момент в Тверской и Новгородской области присутствует людская истощенность и отсутствуют факторы притяжения людей из других регионов".

Рассуждая о возможной привлекательности жилья по пути следования поездов магистрали, Цибульский сделал акцент на том, что место жительства люди выбирают исходя из личных предпочтений и потребностей. Основные факторы на которых базируется выбор - это рынок труда, климат, культурная жизнь и развлечения, экология, образовательные учреждения и немаловажный транспортная доступность и перспективы развития. Москва вошла в тройку лучших мегаполисов мира в рейтинге ООН, а Санкт-Петербург часто называют культурной столицей России. Исходя из этого в Москве и Санкт-Петербурге на сегодняшней день жилье остается наиболее востребовано и в ближайшее время эта тенденция не поменяется. Жилье в этих городах, особенно в локация пользующих спросом, будет только расти в стоимости. 

По мнению спикера, в Москве на сегодняшний момент активно реализуются программы комплексного развития территорий, а также проводится программа реновации, ведется строительство новых ЖК и объектов социальной и коммерческой инфраструктуры. В Санкт-Петербурге так же в этом направлении реализуются программы по строительству нового жилья и инфраструктуры. Тверская и Новгородская области в последнее время также увеличивали объемы жилищного строительства.

"Так что говорить о дополнительном увеличении объемов строительства связанного с вводом высокоскоростной железной дороги пока преждевременно. Нужно понимать: ввод высокоскоростной ЖД является лишь второстепенным фактором. Основополагающими факторами, влияющих на рынок строительства жилья, социальной и коммерческой инфраструктуры, являются экономические, политические, социальные и демографические. Если говорить предметно, на данный момент ставка по ипотечным кредитам остается высокой, инфляция на высоком уровне, а также уровень тревожности людей связанный с СВО неблагоприятно сказывается на рынке жилья, и застройщики начинают корректировать объемы строительства, что может в будущем сказаться на дефиците определенного сегмента жилья".
map333а.jpg
Карта ВСМ Москва - Санкт-Петербург. Источник: http://www.hsrail.ru/Projects-vsm/vsmspb/

Эксперты - коротко:
  • Олег Филиппов, председатель комитета по строительству московского отделения "Опоры России":
"Для людей, живущих в непосредственной близости от магистрали, жизнь ухудшится, так как их переселят. Для живущих подальше, но по пути следования поездов, если на трассе будут остановки, вблизи соответствующих населенных пунктов, возможно, появится возможность организовать деловую активность в зоне пересадки и путешествовать самим. При этом можно ожидать существенного увеличения мобильности жителей посредством новой скоростной дороги в те города, стоимость проезда к которым подтверждена выигрышем во времени.

Также возможно небольшое увеличение населения в местах, прилегающих к магистрали - на количество необходимой строительной силы на период строительства и на количество необходимого персонала для эксплуатации дороги. Кроме того, небольшой прирост населения возможен впоследствии - в пригородах крупных городов по пути следования поездов и остановок."
  • Валерий Трушин, партнёр, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate:
"Высокоскоростная железнодорожная магистраль предполагает сокращение времени преодоления маршрута. Задача исключает промежуточные остановки, а значит, и развитие вокзальных комплексов на маршруте. Соответственно, реализация железной дороги не скажется на жителях и недвижимости попутных населенных пунктов, хотя является эффективным логистическим решением для сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом".

  • Ольга Зыблая, директор по продажам и маркетингу клубных домов Turandot Residences & Artisan:
"На мой взгляд, скоростное железнодорожное сообщение очень удобно: садишься в поезд в центре города и через 2 часа выходишь – тоже в самом центре, не надо добираться до аэропортов, которые обычно расположены на окраинах. Реализация проекта, без сомнения, скажется на увеличении плотности населения на станциях между конечными пунктами, и, следовательно, – на активизации девелоперского бизнеса. Вокруг станций будут появляться современные жилые комплексы и загородные поселки, будет улучшаться качество общественных пространств и городской среды в целом. Рост конкуренции между девелоперами будет сказываться на корректировке цен и способствовать развитию продуктовых характеристик. Главное, чтобы вместе с этим не отставало развитие и социальной инфраструктуры.

Магистраль окажет влияние и на рынок премиальной недвижимости обеих столиц, а также крупных городов-спутников – Великого Новгорода и Твери. Как говорится, время – деньги. До двух сэкономленных часов на дороге в одну сторону сложатся в месяцы и годы, если жить и работать на два города – нельзя недооценивать это преимущество. К тому же сейчас географические привязки все больше становятся условностями." [МП]