Возьмут под козырек
Москвичи стали забывать, как выглядели фасады многих станций метро изначально. Архитекторы, историки, строители, внимательно изучив чертежи и старые фотографии, обещают вернуть им историческое лицо. В общей сложности в программу реконструкции фасадов зданий метрополитена вошли 44 станции, 19 из которых признаны объектами культурного наследия. Как заявил недавно руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, работы на первых 12 станциях закончатся уже этой осенью.
Реконструируемым станциям подземки обещают вернуть исторический облик. По словам главного архитектора ОАО «Метрогипротранс» Николая Шумакова, «в ходе реконструкции и реставрации будут использоваться такие же или идентичные подлинным материалы. Планируется восстановить отсутствующие архитектурные элементы и облицовку фасадов, карнизов и цоколей строений, укрепить фундаменты и несущие стены, вернуть фасадам их первоначальную цветовую гамму». Кроме того, на станциях установят облегченные двери и расширят один из проемов для удобства маломобильных граждан. Над входами в метро появятся козырьки-навесы, дизайн и конструкции которых разрабатывались в зависимости от расположения вестибюля – парковая ли это зона, периферийная застройка или исторический центр. Также будут благоустроены территории, прилегающие к вестибюлям станций.
Корреспондент «МП» решил узнать, как продвигаются дела у строителей.
«Сокол»
Оказавшаяся в числе 12 избранных станция «Сокол» имеет два наземных вестибюля. Проектировали их разные архитекторы, поскольку строились они в разное время. Открылась станция в 1938 году с единственным восточным входом-выходом.
Здание вестибюля выполнили в форме полукольца, перед которым искрился струями большой гранитный фонтан. Фасад строения спроектировали строгим и лаконичным, без архитектурных излишеств. Зато для внутренней отделки использовались дорогой природный камень и изготовленная по специальным рисункам керамическая плитка.
Западный вестибюль у станции (на противоположной стороне Ленинградского проспекта) появился после Великой Отечественной войны, в 1949 году. Он был прямоугольным, в таких же строгих формах и по-прежнему с красивой внутренней отделкой. Обе постройки впоследствии были признаны объектами культурного наследия.
В декабре 2010 года западный вестибюль был открыт после реконструкции, которую выполнили, как заверила пресс-служба Московского метрополитена, «с сохранением первоначального облика». При этом на входе установили современные двери, а над ними – в рамах-квадратах – окна. Сейчас строители и реставраторы заканчивают восстановление внешнего облика здания.
Однако на фотографиях полувековой давности, которые можно найти в интернете, исторический вестибюль имеет массивные деревянные двери, над которыми расположены красивые кованые решетки с проемами окон. «Наружные стены вестибюля станции «Сокол» были классически простые, без вычурных деталей, а вот вход и выход – богато декорированы», – подтверждает Николай Шумаков. От былой красоты ничего не осталось. «Вестибюлю пообещали вернуть «историческое лицо». Разве подобную работу можно назвать реставрацией?» – обратился я к начальнику бригады строителей, представившемуся Андреем. «Чего вы от меня хотите? Все работы выполняются согласно утвержденной документации. Что требуется, мы восстанавливаем или заменяем. По собственной инициативе мы даже цветовую гамму нарушить не можем».
Однако по мнению народного художника России Сергея Андрияки, «если отсутствуют изначально существовавшие элементы фасада, будь то двери или кованые рамы, нельзя утверждать, что ему полностью возвращен первоначальный вид».
На более респектабельном входе станции, восточном, фасады затянуты сеткой. Здесь также ведутся реставрационно-восстановительные работы, результаты которых, надеюсь, мы увидим до конца года. На этой площадке на мои вопросы отвечать отказались, на стройку не пустили.
«Кузнецкий Мост»
В 1977 году архитекторы Нина Алешина и Наталья Самойлова за работу над созданием станции метро «Кузнецкий Мост» были удостоены премии Совета министров СССР. На новой станции классическая отделка эффектно сочеталась с элементами модерна. Однако за десятилетия эксплуатации станции ее красота потускнела. К реконструкции единственного вестибюля станции приступили летом 2015 года. На сегодняшний день все работы завершены, строителям осталось уложить перед зданием каменные плиты.
«В ходе ремонта мы полностью сохранили исторический облик этого большого полукруглого вестибюля с высоким потолком, – рассказал заместитель главного инженера компании-генподрядчика «ПО Элерон» Федор Геращенко. – Были заменены абсолютно аналогичными ленточные оконные витражи, восстановлено гранитное покрытие пола. Мраморную облицовку стен заменили новой, с сохранением цвета и рисунка. Монументальную металлическую люстру сложной конструкции, являющуюся объектом регионального наследия, бережно очистили от пыли и патины и вернули на прежнее место. Также отреставрировали небольшие абстрактные панно на стенах. Почистили и сам фасад, выполненный из розового туфа».
На объекте все, вроде, хорошо, однако есть бросающиеся в глаза недоделки. Надпись «Кузнецкий Мост» на фасаде набрана большими металлическими буквами с покрытием под золото. Позолота на большинстве букв слезла, и на ярком солнце смотрятся они довольно убого.
«Баррикадная»
Единственный вестибюль станции метро «Баррикадная» тоже открыт после ремонта. Здесь проектные работы предусматривали замену полов и оконных витражей, облицовку стен, замену светильников. «Новая облицовка абсолютно аналогична прежней. Более 270 кв. метров гранитных плит из редкой породы сюскюянсаари было использовано только для вестибюля станции, чтобы сохранить его архитектурный облик, – сказал заместитель начальника Московского метрополитена по пассажирской работе Юрий Дегтярёв. – Строителям осталось лишь облицевать здание снаружи бледно-розовым известняком, поскольку старая облицовка за 44 года существования станции пришла в негодность. Всю ее, за исключением большого барельефа с изображением участников декабрьского восстания на Пресне, удалили». Николай Шумаков, в свою очередь, заверил, что ко Дню города фасад станции «Баррикадная» будет заново облицован и отреставрирован.
СПРАВКА
Первоначальный архитектурный облик будет возвращен зданиям станций метро «Баррикадная», «Кузнецкий Мост», «Чертановская», «Сокол», «Воробьевы горы», «Речной вокзал», «Водный стадион», «Орехово», «Кожуховская», «Шаболовская», «Планерная», «Медведково».