Дай пять - Московская перспектива

Дай пять

Дай пять
Дай пять
Наземное метро преобразит транспортную карту столицы

Изменения городской среды в последние годы становятся особенно заметны, когда передвигаешься по столице на комфортном современном общественном транспорте. По мнению экспертов, это один из главных факторов успешного мегаполиса. Обычному пассажиру нужно создать все условия, чтобы он мог быстро добраться в нужные ему места, причем по принципу «сухие ноги». Чтобы обеспечить такую возможность, в Москве реализуется проект создания Московских центральных диаметров. Первые два маршрута планируется запустить в конце 2019 – начале 2020 года.

Проект Московских центральных диаметров – масштабная реконструкция существующих железнодорожных линий, проходящих по территории столицы. В отличие от привычных пригородных электричек, скоростные поезда МЦД в час пик будут ходить с интервалом в несколько минут. По сути, это уже не просто способ доставки пассажиров из области в Москву и обратно, а полноценное наземное метро.

Уникальность Москвы по сравнению с другими мегаполисами в том, что здесь от идеи до «перерезания красной ленточки» проходит рекордно малое время. О создании МЦД было объявлено полтора года назад, а несколько дней назад мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что проект Московских центральных диаметров начал обретать реальные черты: «Выстроен конкретный график запуска диаметров, составлен график работ, определились источники финансирования, уже ведутся конкретные работы по платформам, станциям, пересадочным узлам». По его словам, первые два маршрута должны открыться в конце этого года или в начале следующего. Они соединят разные направления Московской железной дороги, обеспечив жителей Подмосковья комфортным транспортом. «Но и для жителей Москвы очень важно из одной части города в другую, например с севера на юг, добраться на наземном метро, на МЦД», – добавил Сергей Собянин.

По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, мегапроект мирового уровня – настоящий прорыв в развитии всей транспортной системы мегаполиса. «То, что еще вчера казалось мифом, сегодня становится реальностью: железная дорога превращается в полноценный городской транспорт, интегрируясь в его единую сеть. Проект МЦД – уникальный, фактически создается новая сеть наземного метро с тактовым режимом движения поездов. Однако мы не просто запускаем поезда по старым путям в режиме метро – мы создаем новую инфраструктуру, которая сделает Москву и близлежащие города более удобными и привлекательными», – отметил он.

Александр Синёв
Александр Синёв
президент Института развития транспортных систем
« С одной стороны, МЦД – следующий, наиболее крупный шаг к созданию единой, глубоко интегрированной транспортной системы между городом и областью. С другой – диаметры нужны прежде всего Москве. В свое время не все верили в востребованность МЦК. Но мы сейчас видим, что это разгрузка для метро, удобство для пассажиров, импульс для развития ранее удаленных от маршрутной сети территорий, оживление рынка жилья, строительство новых объектов промышленной инфраструктуры. Такое же значение для города имеют и МЦД – пять направлений, два из которых будут запущены в конце этого – начале следующего года. Для городских пассажиров появятся новые маршруты – прямые или с удобными пересадками на метро. Только на первых двух диаметрах будет 27 пересадок на метро. На 20–35% снизится нагрузка на центральные вокзалы и примыкающие станции метро. Вокруг новых пересадочных узлов будет обновлена и появится новая городская инфраструктура. А это в том числе новые рабочие места. »

Первые два диаметра – это МЦД-1 Одинцово – Лобня и МЦД-2 Нахабино – Подольск. Эти направления самые востребованные и хорошо связаны с метро и МЦК. На первом будет 28 станций, 12 пересадок на метро, две – на МЦК и шесть – на радиальные направления Московской железной дороги. На втором диаметре – 38 платформ. С них можно будет пересесть на 13 станций метро, две станции МЦК и семь – радиальных направлений МЖД.

Как и Московское центральное кольцо, МЦД будут работать с 05.30 до 01.00 без перерыва. Для оплаты проезда пассажиры смогут использовать карту «Тройка». Пересадка на метро, МЦК и МЦД будет бесплатной.

В дальнейшем планируется запустить еще три диаметра: Зеленоград – Раменское (протяженность маршрута – 82 км), Апрелевка – Железнодорожный (74 км) и Пушкино – Домодедово. Первые два уже проектируются. Что касается третьего, то он находится в проработке.

На первых двух диаметрах сейчас идет масштабная стройка: возводятся новые пути на Смоленском направлении МЖД, реконструируются станции Одинцово, Лобня, Нахабино, Подольск, возводятся новые остановочных пункты Пойма, Волоколамская, Курьяново. Кроме того, старые платформы делают более комфортными: на них устанавливают навесы от непогоды, монтируют динамические табло, оснащают навигацией.

 Игорь Бахирев
Игорь Бахирев
Руководитель транспортно-инженерного центра Института Генплана
« Это знаковый проект для Москвы, который можно сравнить, наверное, со строительством первых линий метрополитена в 1935 году. Тогда это был прорыв в области развития городского транспорта, а сейчас впервые в дополнение к городской системе уличного транспорта и всем привычного метрополитена мы получаем новую агломерационную транспортную систему. За счет того, что МЦД разгрузит пригородные электрички, появятся дополнительные возможности развития для инфраструктуры. Конечно, развитие радиальных направлений это, возможно, не самая ближняя перспектива, но к 2030 году основная масса будет реконструирована и попадет в систему регионального транспорта. У нас сохраняется пригородное сообщение, движение экспресс-поездов и дальнее железнодорожное сообщение, а также грузовая работа транспорта, которая пока что остается в городе. Развивая инфраструктуру, мы позволяем обособить сервис МЦД. Как и любой градостроительный проект, он будет иметь долгий и накапливаемый эффект. Есть период пуска, который запланирован на 2019 год, и период с 2022 по 2025 год, к этому времени будут полностью сформированы новые остановочные пункты, реконструированы существующие, построены основные пути, что позволит пропустить МЦД по «своим» рельсам. Есть еще перспективы c учетом развития Москвы и Московской области до 2035 года. »

В ближайшие месяцы планируется приступить к возведению новых остановочных пунктов: Петровско-Разумовская, Дмитровская на МЦД-1 и Печатники, Марьина Роща на МЦД-2.

Вместе с тем стройкомплекс Москвы и ОАО «РЖД» приступили к развитию участка от остановочного пункта Москва-Каланчевская до Курского вокзала, который войдет в состав МЦД-4. Задача – обеспечить строительство дополнительных главных путей в стесненных условиях, выполнить реконструкцию путепроводов через ул. Казакова, Южный проезд, Комсомольскую площадь и пешеходный переход в створе Хомутовского тупика. Также проектируются дополнительные пути на Савеловском, Рижском и Курском направлениях МЖД и реконструкция Митьковской ветки.

«Когда проект будет полностью реализован, для пассажиров время в пути с одного конца Москвы на другой сократится почти в два раза, – рассказал Марат Хуснуллин. – Пересечь столицу по диагонали, не сделав не единой пересадки, можно будет не менее чем за час. Тем самым, по предварительным подсчетам, мы облегчим жизнь шести миллионам людей, половина из которых москвичи, половина – жители Подмосковья, которые сегодня ежедневно тратят от двух до четырех часов, добираясь на работу в Москву и обратно».

Подробнее о проекте Московских центральных диаметров читайте в ближайшем номере «Московской перспективы»