Дай пять
Изменения городской среды в последние годы становятся особенно заметны, когда передвигаешься по столице на комфортном современном общественном транспорте. По мнению экспертов, это один из главных факторов успешного мегаполиса. Обычному пассажиру нужно создать все условия, чтобы он мог быстро добраться в нужные ему места, причем по принципу «сухие ноги». Чтобы обеспечить такую возможность, в Москве реализуется проект создания Московских центральных диаметров. Первые два маршрута планируется запустить в конце 2019 – начале 2020 года.
Проект Московских центральных диаметров – масштабная реконструкция существующих железнодорожных линий, проходящих по территории столицы. В отличие от привычных пригородных электричек, скоростные поезда МЦД в час пик будут ходить с интервалом в несколько минут. По сути, это уже не просто способ доставки пассажиров из области в Москву и обратно, а полноценное наземное метро.
Уникальность Москвы по сравнению с другими мегаполисами в том, что здесь от идеи до «перерезания красной ленточки» проходит рекордно малое время. О создании МЦД было объявлено полтора года назад, а несколько дней назад мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что проект Московских центральных диаметров начал обретать реальные черты: «Выстроен конкретный график запуска диаметров, составлен график работ, определились источники финансирования, уже ведутся конкретные работы по платформам, станциям, пересадочным узлам». По его словам, первые два маршрута должны открыться в конце этого года или в начале следующего. Они соединят разные направления Московской железной дороги, обеспечив жителей Подмосковья комфортным транспортом. «Но и для жителей Москвы очень важно из одной части города в другую, например с севера на юг, добраться на наземном метро, на МЦД», – добавил Сергей Собянин.
По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, мегапроект мирового уровня – настоящий прорыв в развитии всей транспортной системы мегаполиса. «То, что еще вчера казалось мифом, сегодня становится реальностью: железная дорога превращается в полноценный городской транспорт, интегрируясь в его единую сеть. Проект МЦД – уникальный, фактически создается новая сеть наземного метро с тактовым режимом движения поездов. Однако мы не просто запускаем поезда по старым путям в режиме метро – мы создаем новую инфраструктуру, которая сделает Москву и близлежащие города более удобными и привлекательными», – отметил он.
Первые два диаметра – это МЦД-1 Одинцово – Лобня и МЦД-2 Нахабино – Подольск. Эти направления самые востребованные и хорошо связаны с метро и МЦК. На первом будет 28 станций, 12 пересадок на метро, две – на МЦК и шесть – на радиальные направления Московской железной дороги. На втором диаметре – 38 платформ. С них можно будет пересесть на 13 станций метро, две станции МЦК и семь – радиальных направлений МЖД.
Как и Московское центральное кольцо, МЦД будут работать с 05.30 до 01.00 без перерыва. Для оплаты проезда пассажиры смогут использовать карту «Тройка». Пересадка на метро, МЦК и МЦД будет бесплатной.
В дальнейшем планируется запустить еще три диаметра: Зеленоград – Раменское (протяженность маршрута – 82 км), Апрелевка – Железнодорожный (74 км) и Пушкино – Домодедово. Первые два уже проектируются. Что касается третьего, то он находится в проработке.
На первых двух диаметрах сейчас идет масштабная стройка: возводятся новые пути на Смоленском направлении МЖД, реконструируются станции Одинцово, Лобня, Нахабино, Подольск, возводятся новые остановочных пункты Пойма, Волоколамская, Курьяново. Кроме того, старые платформы делают более комфортными: на них устанавливают навесы от непогоды, монтируют динамические табло, оснащают навигацией.
В ближайшие месяцы планируется приступить к возведению новых остановочных пунктов: Петровско-Разумовская, Дмитровская на МЦД-1 и Печатники, Марьина Роща на МЦД-2.
Вместе с тем стройкомплекс Москвы и ОАО «РЖД» приступили к развитию участка от остановочного пункта Москва-Каланчевская до Курского вокзала, который войдет в состав МЦД-4. Задача – обеспечить строительство дополнительных главных путей в стесненных условиях, выполнить реконструкцию путепроводов через ул. Казакова, Южный проезд, Комсомольскую площадь и пешеходный переход в створе Хомутовского тупика. Также проектируются дополнительные пути на Савеловском, Рижском и Курском направлениях МЖД и реконструкция Митьковской ветки.
«Когда проект будет полностью реализован, для пассажиров время в пути с одного конца Москвы на другой сократится почти в два раза, – рассказал Марат Хуснуллин. – Пересечь столицу по диагонали, не сделав не единой пересадки, можно будет не менее чем за час. Тем самым, по предварительным подсчетам, мы облегчим жизнь шести миллионам людей, половина из которых москвичи, половина – жители Подмосковья, которые сегодня ежедневно тратят от двух до четырех часов, добираясь на работу в Москву и обратно».
Подробнее о проекте Московских центральных диаметров читайте в ближайшем номере «Московской перспективы»