Дорога этажом ниже
На прошедшей выставке MIPIM во Франции было уделено большое внимание вопросам «умных» пространственных планировок городов и транспортных коммуникаций внутри мегаполисов. Московская делегация ознакомилась с интересными зарубежными проектами в этой отрасли, и не исключено, что уже в скором времени в центре российской столицы появятся новые объекты – офисные комплексы прямо над транспортными развязками.
Проблема нехватки земельных участков в сложившихся границах города является острой для всех мегаполисов мира. И Москва в этом смысле не является исключением. Очевидно, что при регулировании застройки того или иного района необходимо учитывать принципы комплексного развития, интересы горожан, девелоперов и другие возможные градостроительные ограничения. Но не менее важной задачей при этом остается формирование полноценного и комфортного транспортного каркаса, чтобы люди, находящиеся в границах предполагаемой к возведению недвижимости, могли с удобством передвигаться.
Именно поэтому архитекторы и инженеры вынуждены искать более сложные, умные и неочевидные проекты. Одной из находок во многих североамериканских и азиатских городах стала интеграция жилой или офисной недвижимости с линиями метро, железных дорог и трамваев. Такие проекты сейчас реализуются и в Москве – это и есть транспортно-пересадочные узлы, но в настоящее время в российской столице пока нет крупных зданий, построенных над действующими дорогами. Однако по итогам прошедшей выставки MIPIM стало очевидно, что ждать осталось совсем немного.
Так, на стенде правительства Москвы был представлен проект компании MR Group, который предполагает возведение бизнес-центра высотой 52 этажа (250 метров) в составе ТПУ «Сити» и фактически в кольце действующей транспортной развязки. Новое здание объединит станцию МЦК Деловой центр, станции метро «Международная», «Деловой центр» и остановки наземного транспорта. В рамках этого транспортно-пересадочного узла будут организованы открытая пешеходная связь с Ботаническим садом, а также надземная общественная галерея, которая расположится под ТТК.
Архитектурное решение разработано известным бюро JAHN, среди проектов которого Highlight Towers в Мюнхене, библиотека Чикагского университета, Бангкокский международный аэропорт и другие. По задумке архитекторов, бизнес-центр высотой до 250 метров состоит из двух башен (26 и 52 этажа), расположенных на 4-этажном стилобате, в котором разместятся фитнес-центр, магазины и паркинг на 1,5 тыс. машино-мест.
Конструктивной особенностью офисного комплекса станет его размещение – как бы внутри небольшого транспортного кольца с эстакадами и развязками. Для обслуживания нового центра планируется построить въезды в паркинг с трех сторон, в том числе от новых эстакадных съездов. Помимо этого от будущей станции МЦД к башням построят подземный пешеходный переход. Общий объем инвестиций в проект составит около 20 млрд рублей, а реализовать его предполагается до конца 2023 года.
Еще более революционным обещает стать проект нового офисного комплекса над действующей транспортной развязкой в районе Савеловского вокзала. Правда, этот проект пока не так проработан, как предыдущий: сейчас только просчитываются его экономическая модель и технические возможности реализации. Как рассказал заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, если эта модель окажется удачной, то проекты новых офисных комплексов над действующими транспортными развязками в Москве могут стать распространенными. «Мне понравился опыт французского инженера Филиппа Журно, который реализовывает во Франции проекты строительства офисных комплексов над действующими развязками. Сейчас мы все просчитываем. А если все «сойдется», я уверен, что эти проекты станут мощным магнитом для инвесторов, в том числе иностранных», – добавил заммэра.