«Этот год войдет в историю Москвы как рекордный» - Московская перспектива

«Этот год войдет в историю Москвы как рекордный»

«Этот год войдет в историю Москвы как рекордный»
«Этот год войдет в историю Москвы как рекордный»
Марат Хуснуллин о подарках ко Дню города, программе реновации и строительстве метро

Москве – 872. Несмотря на столь солидный возраст, столица молодеет, преображается, становится более удобным и комфортным городом. Строится новое жилье, растет сеть метро и дорог, возводятся современные школы, детские сады, поликлиники, спорткомплексы, парки и пешеходные зоны, и все это служит людям. О том, какие новые объекты получат москвичи ко Дню города от столичных строителей, наш разговор с заместителем мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Маратом Хуснуллиным.

Марат Шакирзянович, приближается очередной день рождения столицы. К празднику принято делать подарки. Чем уже порадовали москвичей строители и что готовят непосредственно ко Дню города?

– У строителей есть две традиционные даты – День города и Новый год, – к которым мы всегда стараемся вводить много новых объектов. Хотя, конечно же, трудимся круглый год и сдаем станции, развязки и различные сооружения не только к праздникам.

С начала года в Москве открыто почти 18 км тоннелей и восемь новых станций метро, 48 км современных дорог, 10 мостов, тоннелей и эстакад, 12 пешеходных переходов, несколько новых школ, детских садов, объектов здравоохранения и спорта. Кластер «Лужники» украсил объект мирового уровня – Дворец гимнастики.

Ко Дню города откроем еще около 30 различных объектов – дорог и развязок, школ и детских садов. Великолепным подарком к празднику для всех москвичей станет открытие Дворца водных видов спорта в «Лужниках». В целом, считаю, строители проделали колоссальную работу, которой можно гордиться.

В прошлом году Москва поставила рекорд по вводу новых станций подземки. А какими достижениями запомнится 2019-й?

– Хотя до конца года еще четыре месяца и итоги подводить рано, уже сейчас могу уверенно сказать, что 2019-й войдет в историю Москвы как рекордный по вводу недвижимости: 6,7 млн «квадратов», включая 2,8 млн кв. метров жилья, уже построено за семь месяцев с начала года. Никогда так много мы не вводили. Предыдущий рекорд был в 2015-м, когда за год ввели более 9 млн кв. метров, а по итогам текущего есть все шансы сдать под 10 млн «квадратов». Кстати, по темпам строительства зданий Москва поднялась на четвертое место среди мегаполисов, обогнав Нью-Йорк.

Вы упомянули и о новых дорогах, которые откроются ко Дню города. Есть ли среди них знаковые?  

– В Москве откроются две новые развязки на МКАД: на пересечении с улицей Генерала Дорохова и с Бесединским шоссе, имеющие важнейшее значение не только с точки зрения снижения нагрузки на Кольцевую автодорогу, но и для всего западного и юго-восточного секторов столицы, поскольку они являются элементами будущих новых вылетных магистралей. Кстати, обе сдаем раньше срока.

На развязку МКАД – улица Генерала Дорохова выйдет поток транспорта со строящегося южного дублера Кутузовского проспекта. Вылетная магистраль – южный дублер Кутузовского вместе с улицей Генерала Дорохова и Проектируемым проездом – соединит МКАД с ТТК. В итоге значительно снизится нагрузка на Кутузовский и Мичуринский проспекты, Можайское и Аминьевское шоссе, Мосфильмовскую улицу.

Развязка же на пересечении с Бесединским шоссе станет частью вылетной магистрали, которая придет к Третьему транспортному кольцу с юго-востока. Ее открытие позволит повысить пропускную способность этого участка в три раза: до 8 тысяч машин в час в каждом направлении. Автомобилисты смогут съезжать на внутреннюю сторону МКАД и с магистрали в город. Пешеходный переход соединит подмосковные Беседы с автовокзалом «Южные ворота».

Среди множества мегапроектов, реализуемых в столице, самым актуальным и важным, по признанию большинства москвичей, является строительство метро. Только в этом году уже открыто восемь станций. Какие на очереди?

– До конца года планируем открыть второй участок Некрасовской линии с четырьмя новыми станциями, а также очередной участок Большой кольцевой с двумя станциями – «Лефортово» и «Авиамоторной». Метро строим и будем строить такими же высокими темпами. Сейчас у нас в работе 70 новых станций, из которых 35 – в стадии реальной стройки и 40 – в проектировании. Этого задела хватит на 8–10 лет. Когда все построим, метро в шаговой доступности будет у 95% москвичей.

В столице набирает обороты программа реновации. Сколько уже подобрано стартовых площадок?

– Программа действительно набрала очень хорошие темпы. Число стартовых площадок мы увеличили до 345, их потенциал – без малого 5 млн кв. метров недвижимости. Знаковое событие, так как мы поставили себе задачу в этом году утвердить площадок на 5 млн кв. метров, и вот уже сейчас вплотную к этому подошли. Именно такой градостроительный потенциал позволит нам поднять первую волну реновации, которая охватит все районы, где начнется строительство новых домов и переселение жителей.

Более того – первая волна даст возможность освободить площадки еще примерно на 2,5 млн кв. метров – под вторую волну.

– Сколько людей справили новоселье и сколько еще переедут до конца года?

В новые квартиры уже переехало около 9 тысяч москвичей и еще порядка 5 тысяч переселяются и справят новоселье до конца года, на будущий год – 15 тысяч человек. И дальше – только по нарастающей. 46 домов по программе реновации уже введено, 120 – в стадии проектирования и строительства, это порядка 1,5 млн кв. метров жилья.

Как сами новоселы оценивают квартиры, в которые переезжают?

– Опыт текущего года показывает, что 98% горожан довольны новым жильем, переезжают без единого вопроса. Показатель очень высокий, особенно с учетом сложностей реализации программы, того, что нам приходилось на ходу перепроектировать квартиры, чтобы они отвечали высоким стандартам программы, и так далее. Для сравнения: по старой программе без вопросов переезжали 95% москвичей. Так что показатель 98% мы считаем абсолютной победой.

Как в целом можно оценить вклад строителей в развитие столицы?

– Строительство – главный двигатель всей столичной экономики, и я ничуть не преувеличиваю. Вклад стройкомплекса в валовый региональный продукт Москвы – почти 17%, а совокупный вклад в бюджетную систему города – 364,2 млрд рублей. И за этими высокими цифрами – труд сотен тысяч строителей, а в нашей сфере и смежных отраслях занято 11% москвичей, плюс каждое рабочее место в отрасли дает до восьми-девяти мест приложения труда в смежных отраслях.

Могу с уверенностью сказать, что свою работу мы и дальше будем строить, исходя из интересов москвичей. Наша цель – добиться того, чтобы Москва стала еще более комфортным, удобным и привлекательным городом для всех, кто в нем живет и кто приезжает им полюбоваться. Будем работать на благо москвичей, нашей красавицы столицы, чтобы она продолжала развиваться, хорошела и процветала.