Тоннели строят «десятками» - Московская перспектива

Тоннели строят «десятками»

Тоннели строят «десятками»
Тоннели строят «десятками»
Первый в истории Москвы щит-гигант завершил проходку на Некрасовской линии

Первый в истории московского метростроения 10-метровый тоннелепроходческий комплекс Herrenknecht S-956 «Лилия» построил двухпутный тоннель от станции «Юго-Восточная» до «Окской», тем самым завершив свою работу на Некрасовской линии Московского метрополитена. Об этом сообщил мэр Москвы Сергей Собянин на своей странице в социальной сети «ВКонтакте». При этом еще один щит-гигант – «Виктория» продолжает прокладывать перегоны в сторону будущего остановочного пункта «Нижегородская».

Тоннелепроходческие комплексы большого диаметра впервые начали участвовать в строительстве московского метро на Некрасовской линии в 2016 году. По словам Сергея Собянина, за это время специалисты смогли оценить все преимущества и особенности таких щитов.

«Лилия» – первый большой столичный ТПМК. Как сообщил генеральный директор АО «Мос- инжпроект» Марс Газизуллин, комплекс был запущен в работу на Некрасовской линии. Сначала им был пройден тоннель длиной 1164 метра от переходной камеры за станцией «Косино» до станции «Юго-Восточная». Далее его переместили сквозь станционный комплекс, и щит продолжил проходку до станции «Окская», которая завершилась на прошлой неделе. «На строительстве участка от «Окской» до «Нижегородской» задействована вторая «десятка» – ТМПК «Виктория». С помощью этого щита уже построен двухпутный тоннель от «Окской» до «Стахановской», а в настоящее время он ведет проходку завершающего тоннеля розовой ветки подземки от «Стахановской» до «Нижегородской»», – уточнил генеральный директор «Мосинж- проекта».

По его словам, по сравнению с традиционной для столичного метростроения технологией строительства однопутных тоннелей при возведении двухпутных щитами большого диаметра нет необходимости возводить притоннельные сооружения, строить дополнительные вентиляционные шахты на перегонах между станциями, что позволяет экономить время и ресурсы.

«Габариты тоннеля большого диаметра позволяют выполнить в верхней его части вентиляционный канал, куда подается воздух от вентиляционных камер, расположенных прямо на станционных комплексах. В однопутных тоннелях, построенных 6-метровым щитом, подобное осуществить невозможно. Кроме того, для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования под вывоз грунта, соответственно сокращается использование инфраструктуры, сопутствующей строительным работам», – рассказал Марс Газизуллин.

Как рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, опыт применения десятиметровых щитов в Москве успешно зарекомендовал себя: «В условиях плотной городской застройки она экономит время и ресурсы. Полученный опыт поможет нам в дальнейшем строить аналогичные объекты на Большой кольцевой линии».

Некрасовская линия – это новая ветка на карте столичного метрополитена. Строительство разделено на два этапа: участок от «Некрасовки» до «Косино» был открыт вчера, 3 июня, а до «Нижегородской» поезда пойдут в конце этого года.

Некрасовская линия очень важна для градостроительного развития города. Благодаря этой ветке в сеть Московского метрополитена будут не только интегрированы районы, не имеющие ранее станций в шаговой доступности, как, например, Некрасовка, но и уменьшится пассажиропоток на самой загруженной на сегодняшний день ветке московского метро –
Таганско-Краснопресненской.

Кроме того, по словам Марата Хуснуллина, на Некрасовской линии разместятся пересадочные узлы «Некрасовка», «Лухмановская», «Улица Дмитриевского», «Косино», «Юго-Восточная» и «Рязанская». Помимо транспортных терминалов в их составе появятся апартаменты, офисы, торговые площади. Один из ТПУ включит восстановленный Лефортовский рынок, над которым планируется построить офисно-деловой центр.

Двухпутный тоннель протяженностью почти три километра от станции «Нагатинский Затон» до «Кленового бульвара» и перегон к камере съездов в сторону станции «Каширская» Большой кольцевой линии построит тоннелепроходческий комплекс, который решено назвать «Победа». Его изготовят специалисты китайской компании CRCC. ТПМК станет третьим 10-метровым щитом, использующимся в Москве.

В настоящее время проект нового щита-гиганта уже разработан и утвержден. Началось производство отдельных узлов будущей машины: ротора щита и так называемой юбки. Следующий этап – работа над конструкцией технологических тележек, а завершить работы по формированию комплекса планируется в июле этого года на заводе в Китае. Доставка из Китая в Москву будет осуществляться морем через Северный морской путь в порт Санкт-Петербурга, а затем этот негабаритный груз доставят по реке в Южный порт Москвы в сентябре-октябре этого года.

Президент компании CRCC International Чжоу Лэй подчеркнул, что название нового ТПМК – «Победа» – символ дружбы России и Китая. «Это название отражает вклад наших стран в победу во Второй мировой войне. Благодаря совместной плодотворной работе мы сможем реализовать проект участка БКЛ в запланированные сроки и внести вклад в развитие транспортной инфраструктуры российской столицы», – сказал Чжоу Лэй.