Тюнинг для московских улиц
Прогуляться по новому пути решила и корреспондент «Московской перспективы». Она прошла больше пяти километров, чтобы оценить все удобства пешеходного маршрута для москвичей и гостей столицы.
БЕГОМ, ПЕШКОМ ИЛИ НА САМОКАТЕ
Создание идеальной прогулочной среды, в которой будет комфортно как пешеходам, так и любителям самокатов, велосипедов, моноколес (в общем, любых средств индивидуальной мобильности), в городе идет довольно активно. Сегодня перемещаться самым разным способом можно и по набережным, любуясь берегами Москвы-реки, и по историческим кварталам старого города, – практически везде уже есть разделение тротуаров на дорожки и сопутствующая этому инфраструктура.
Мы стартовали от уже знаменитых небоскребов международного делового центра «Москва-Сити». До Дома Правительства РФ здесь рукой подать, и это очень разная Москва. Вот мост «Багратион» – сооружение, приводившее в трепет москвичей и гостей города в 2000-х годах, – таким оно казалось новомодным и даже космическим, – сейчас уже не производит такого сильного впечатления. За последние 10–12 лет архитектурная мода столицы шагнула далеко вперед, хотя надо отдать должное проектировщикам – высотки «Москва-Сити», как бы по-разному к нему ни относились, впечатляют. И с какого ракурса их ни фотографируй, кадры получаются более эффектные, чем снимки того же французского Дефанса. Видимо, секрет в том, что здания построены на одном, по факту небольшом для такого масштабного проекта, участке. Благодаря такой «скученности» архитектурный ансамбль кажется воплощением новой энергии и стилистики. Впрочем, сейчас весь район Пресни становится высотным ядром города. Идея «Большого Сити» развивается за счет целого ряда подобных проектов. Девелоперы как будто соревнуются в высотности объемов, возводя новые башни. Так что передвижение по Краснопресненской набережной становится отличной возможностью познакомиться с новинками «Большого Сити». Например, некоторые из них по окончании строительства (а сейчас оно только начато) будут похожи на кристаллы неправильной формы – проект Сергея Чобана был утвержден на Архсовете Москвы. Две высотные доминанты устремятся вверх на 200 и 57 метров соответственно, рядом с Центром международной торговли. И кто знает, может, скульптура бегущего Меркурия станет талисманом и для новых небоскребов.
КАК ПОДРУЖИЛИ ПЕШЕХОДОВ И ВЕЛОСИПЕДИСТОВ
Полномасштабная инфраструктура для прогулок – сравнительно новое явление в столичном градостроительстве. Еще лет пять назад такие зоны отличались лаконичными размерами: в лучшем случае это были бульвары или скверы. Сейчас прогулочные зоны связывают отдаленные районы, и здесь есть все необходимое, чтобы с комфортом и без приключений добраться из пункта «А» в пункт «Б»: парковки, пункты проката (роликовых коньков, самокатов, гироскутеров, велосипедов и т.д.), современные остановочные павильоны с зарядными слотами и беспроводной сетью Wi-Fi. А чтобы пешеходы случайно не попали под колеса, пешеходная зона отделена. Важная тонкость во всем этом деле – все заезды на дорожки стали безбарьерными, то есть с тротуара на тротуар, с улицы на улицу можно въезжать, не натыкаясь на бордюры. При этом допустимая скорость для самоката составляет 15 км/ч днем и 25 км/ч ночью.
Развивая это направление – город, удобный для прогулок, – власти намерены создать полномасштабный комфортный путь от Комсомольской площади в северо-восточную часть города, в Басманный и Красносельский районы, где огромная работа уже проведена на 17 улицах. В память о существовании там некогда Немецкой слободы некоторые участки улиц были вымощены клинкерной плиткой. Отремонтирована ливневка, так что тротуары будут относительно сухими даже в дождливое время.
Чтобы наполнить маршрут новыми интересными смысловыми точками, в районе площади идет реконструкция исторических технических корпусов и старых депо. Со временем здесь откроется гастроквартал «Три вокзала». А на улице Новорязанской на базе гаража для грузовых машин, построенного в прошлом веке по проекту архитектора Константина Мельникова и инженера Владимира Шухова, появится новый музей транспорта. Общая протяженность пешеходной трассы от площади трех вокзалов до улицы Басманной составляет 15 км. И на этой приличной дистанции каждый сможет выбрать себе отрезок пути согласно своим интересам, физической форме и наличию времени.
ПРИВАЛ НА НАБЕРЕЖНОЙ
Набережная Тараса Шевченко – здесь, в пестрой зелени деревьев, периодически мелькают шапочки физкультурников, а рядом пешеходов обгоняют люди на самокатах. Скорость пусть и небольшая, но эмоции усиливает: кто быстрее – ты или город с его сумасшедшим ритмом? За передвижением «наблюдают» три сталинские высотки: здание МИД, гостиница «Украина», ныне Redisson Royal, и высотка на Кудринской площади. У каменной пристани пришвартован теплоход «Александр Блок». Сейчас на его борту открыт многоуровневый ресторан с банкетными столами. Говорят, сам Блок был большим любителем питейных заведений, хрестоматийную «Незнакомку» он написал после посещения одного из них. А вот ценник этого ресторана Александру Александровичу вряд ли бы понравился – десерты от 500 рублей и блюда с морепродуктами от 800 в его время показались бы астрономическими.
Поиск более демократичного заведения подобного типа приводит любого прогуливающегося на пересечение набережной с улицей 1905 года. Там расположены красно-коричневые корпуса старой текстильной мануфактуры. Не так давно эти здания в стиле лофт обрели новую общественную функцию: первые их этажи отданы под рестораны, тоже достаточно дорогие. Но я все-таки нахожу демократичную кофейню, где можно выпить чашку кофе и немного отдохнуть. Цена за порцию американо и круассан стоит всего 350 рублей.
Рядом с мануфактурой – затянутые в леса объекты теплостанции с яркими трубами. Здания переживают реконструкцию, а трубы – согласно новым веяниям – остаются неприкасаемыми даже во время сноса зданий станции. Во многих городах мира их расценивают как атрибут уходящей эпохи индустриализации и очень ценят, Москва – не исключение.
И… для любителей селфи! Отсюда открывается отличный вид на гигантские объемы ММДЦ «Москва-Сити». Все высотки попадают в кадр.
ГИД В КАМУФЛЯЖНОЙ ФОРМЕ
Примерно через час-полтора неспешного шага прогуливающийся в сторону Дома Правительства РФ попадает в переулок Глубокий. Миновав его, оказавшись в переулке Верхнем Предтеченском, вижу перед собой маленький исторический особняк бледно-голубого цвета. Это усадьба промышленника Тимофея Прохорова, основателя текстильных мануфактур Пресненского района. Правда, сфотографировать ее просто так не получится. Рядом всегда дежурит человек в камуфляже (видимо, охранник). Но если намерения ваши носят познавательный характер, строгий блюститель может не только разрешить съемку, но еще и сделать краткий экскурс в историю. Рядом с особняком находится храм Рождества Иоанна Предтечи, также построенный Прохоровым. И храм этот не прекращал своей работы даже в годы Великой Отечественной войны. А в 60-е годы прошлого века был отремонтирован и подключен к центральному отоплению. В 80-м году здесь отпевали знаменитого поэта и актера Владимира Высоцкого.
Дошедшим до Верхнего Предтеченского переулка рекомендую заглянуть в церковную лавку, расположенную в павильоне рядом с храмом. Здесь продают потрясающие пирожки с вишней – свежие, с кислинкой, куда там ресторанным десертам! Самый простой способ завершить маршрут – спуститься по переулкам к метро «Краснопресненская». Пожилые москвичи сразу заметят разницу: на месте, где находился киноцентр «Соловей», теперь стройплощадка. Уже скоро здесь будут красоваться фужерообразные корпуса нового жилого комплекса, и в них откроют кинозалы. За два часа пройдено 10 тысяч шагов, около восьми километров. Что интересно: терапевты утверждают, что именно такая нагрузка нужна человеку для поддержания мышечного тонуса и хорошей работы сердечно-сосудистой системы.