Архитектура должна быть искусством
▶Владимир Ионович, как вы оцениваете этот тезис? Что он для вас значит?
– Для меня архитектура – это искусство. Не зря же слова «искусственный» и «искусство» – это слова одного корня. К архитектуре это имеет прямое отношение.
▶ То есть лагутенковские пятиэтажки – это искусство?
– Конечно, первый образец был предметом искусства. Другое дело, когда такой образец ставят на поток…
▶ Сегодня архитектура становится компромиссом между заказом, уместностью и другими ограничениями. Как вам кажется, это лишает ее таких важных аспектов, как творческий почерк, авторский стиль?
– Это огромная проблема. И особенно это видно в сфере жилищного строительства. Да, мы научились как-то более разнообразно за счет цвета и высотности делать массовую застройку более-менее неоднородной, не слишком монотонной, но в целом это не спасает от ординарности. Различие только в «рубашках».
▶ Проекты отличаются своей сложностью, работа над каждым – это многоэтапный процесс, на который иногда уходят годы. Какой из этапов для вас наиболее творчески интересен?
– Начальная стадия, конечно. Потому что она закладывает главные параметры, основные черты того, что будет построено. Здесь максимально требуются твой опыт, наблюдения, оценка всех возможностей – социальных, экономических. Хотя следующие стадии, если алгоритм в работе выстроен правильно, тоже часто бывают интересными. Даже авторский надзор. Сложно это описывать бегло, но в целом это такой мучительный процесс, который может завершиться ощущением счастья, если результат достигнут.
▶ Один из последних объектов – больница в Коммунарке – стал очень известным «благодаря» COVID-19. Выйдя из этой больницы, люди с гордостью говорили, что они лечились именно там. С профессиональной точки зрения ваше бюро почерпнуло какой-то новый опыт благодаря этой работе?
– Конечно. Медицинские объекты вообще типологически наиболее сложные. Наша команда получила благодаря этому объекту и новые профессиональные навыки, и даже навыки с точки зрения самоорганизации, уровня ответственности. Сроки были сжатыми, команда работала героически – очень динамично и напряженно. Хотя прорывным этот объект я бы не назвал. Прорывные проекты бывают
у единиц архитекторов, и это единичные варианты даже для них. Я надеюсь, что у нас это еще впереди.
▶ Чем сейчас занимается ваше бюро?
– Сейчас мы занимаемся двумя довольно необычными проектами – это здания Государственного архива РФ в Обнинске и музейного хранилища в Коммунарке. Ничего подобного раньше мы не делали. По объекту в Обнинске мы максимально приблизились к началу строительства, там уже состоялась церемония закладки первого камня в основание здания. Это будет достаточно большое сооружение с небольшим общественным пространством.
Здание в Коммунарке будет уникальным в том смысле, что в нем станут хранить свои фонды такие известные музеи, как Третьяковка, «Росизо», Исторический музей, Музей Победы и другие. Всего четыре федеральных музея и 20 московских. На этом проекте мы работаем совместно с молодыми архитекторами бюро IQ. Хранилищу будут отданы 60 тыс. кв. метров площадей, а 10 тыс. кв. метров запланированы как экспозиционные. Заказчиком объектов и в Обнинске, и в Коммунарке выступает государство, но в случае с хранилищем в Коммунарке сложность в том, что каждый музей имеет свой собственный подход и требования, которые порой им трудно сформулировать, а нам необходимо учитывать.
▶ Ваша постоянная, очень заполненная проблемами деятельность позволяет вам мечтать? Для этого остаются силы и энергия?
– Конечно! Без мечты в этой профессии невозможно. И это может быть никак не связано с какой-то определенной типологией объекта, его размером или престижностью. Например, я не думаю о каком-то самом высоком в мире небоскребе или, скажем, огромном спортивном объекте. Хотя, если бы предложили, я бы с удовольствием взялся и за это. Может быть, это будет крохотный детский сад. Бывают интересны контекст, местность, в которую нужно изящно вписаться, необычная типология и т.д. Задача каждый раз новая.®