Москва переживает бум стройки мостов
В столице существует 500 мостов разных функций. Все эксперты, приглашенные для участия в работе сессии, выбрали для освещения темы свой особый ракурс, что еще раз подчеркивает: огромный потенциал этой сферы опирается на широкое разнообразие подходов.
Дмитрий Сухов, креативный директор компании «Генпро» в ходе сессии высказал идею, что мосты – это не просто дорожные объекты, это нечто большее. Они обладают сакральными и даже метафизическими свойствами. Мосты как направления (что соответствует главным транспортным коридорам движения русской «истории» -- в Тверь, в Орду, на Смоленск), мосты как вехи в технологическом развитии (деревянные, каменные), мосты как объекты будущего: в практике Д.Сухова есть проект в ММДЦ «Москва-Сити», концепция которого разрабатывалась с главным архитектором столицы С.Кузнецовым. Форма этого пешеходного сооружения напоминает тело гигантской гусеницы, круглые сочленения которого складываются в единое целое. Проект пока не реализован. Хотя мог бы стать интересным визуальным противовесом, контрастом для вертикалей существующих небоскребов.
Мосты, по мысли Дмитрия Сухова, сочетают в себе сложно сочетаемое. С одной стороны, транспортные сооружения часто являются многофункциональными, соединяя возможности физического перемещения, площадок ритейла, даже выставочной деятельности. С другой, оставляют за собой способность привлекать к себе максимальное визуальное внимание, что характерно для арт-объектов. Так, спроектированный мост на Симоновской набережной, призван выполнять две функции -- дорожного объекта и подпорной стены. В силу расположения в районе Симонова монастыря, он несет в своем визуальном решении черты русской архитектурной традиции. С одной его стороны можно увидеть множество арочных сводов, с другой – графику в стиле иллюстраций древне-русских летописей. Есть в практике Дмитрия Сухова и проект моста «с расслоением» в районе Пресня. Выходя из точки А, он завершается не в точке В, а в точках B и С. Такое решение позволяет потокам транспорта, минуя мост, вливаться в разные городские магистрали.
Виталий Лутц, начальник управления перспективный проектов Института Генплана Москвы несколько примеров из практики Института, который в данный момент выполняет две важных функции – выявления территорий, нуждающихся в мостовом строительстве, и формировании технического задания для проектных организаций. По общему мнению, такой подход стимулирует процесс. Институт, в частности, решает проблемные вопросы «красных линий», которые подчас становятся тормозом для любого городского строительства. Институт берет на себя, в том числе, и разработку концепции – в зависимости от потребностей и особенностей той или иной территории. В связи с этим подчас получаются выразительные формы мостов-бумерангов, мостов-скрепок и даже мостов-пауков. Форму скрепки приобрел мост на Яузе, возле знаменитой Бауманки, дополненный к тому же трибуной – горожанам и студентам это позволяет не просто пройти по мосту, но и провести на нем какое-то время. На топографической карте города видно, что мост через Нагатинскую пойму приобрел черты бумеранга – такая форма позволила вписать его в дорожную сеть района.
Евгений Астафьев, заместитель главного инженера по проектированию объектов транспортной инфраструктуры Marks Group также проиллюстрировал разнообразие форм объектов, отметив, что в столице существует 500 мостов разных функций. Новым трендом можно считать возведение пешеходных сооружений. Кроме обычных, воздвигаемых над водоемами компания Маркс-Групп на северо-западе в районе Рублево-Архангельского имеет в своем портфеле очень необычный, проходящий под историческими мостами в районе «Ударник», а также мосты над автотрассами. Последние, так называемые мосты с фасадами – достаточно новое для города явление. И такие объекты могут стать интересным архитектурным явлением, располагаясь над потоками автотранспорта.
Полина Явна, главный архитектор проектов архитектурной мастерской Atrium привела в пример на эту тему сооружение в жилом квартале «Зеленая река», сконструированное так, чтобы жителям квартала, прогуливаясь по парку, не приходится преодолевать транспортные потоки. При таком подходе мост становится частью парковой территории. Есть в практике компании и проект для территории бывшего ЗИЛа, подчеркивающий визуальное единство моста и бизнес-центра. Конструктивные элементы одного объекта повторяют элементы другого, что создает эффект перетекания горизонтали в вертикаль высотки. Эффект усиливается и за счет цветовых и световых решений. Интересно и то, что этот пример предлагает свой способ решения проблемы повышения доступности реки, что тоже можно считать актуальным трендом. В одном из проектов компании опоры моста «работают» как кашпо для деревьев.
Олег Иванов, эксперт в области архитектуры и градостроительства, член союза Московских архитекторов привел в пример строительство необычного вантового моста, получившего название «Парус» протяженностью 250 м через Москву-реку. Этот случай интересен своим инновационным конструктивным решением – при проектировании использовалось перераспределение нагрузок с одного ванта на другой, что можно считать уникальным примером в мировой практике. В целом же новое строительство помогает городу преодолевать те проблемы, которые десятилетиями оставались нерешенными и мешали связанности его районов. Например, прокладка хорд, частью которых являются путепроводы через автодорожные потоки, позволяют за 15-20 минут проехать с запада на восток города, что до сих пор воспринимается автомобилистами как чудо.