14 мая 2024
09:00
В большое плавание
В большое плавание
Современный кластер по выпуску электросудов возводят на Судостроительной улице, напротив Южного речного вокзала столицы. Раньше на этом месте – Меловом мысе – была коммунальная зона, а теперь появятся верфь, площадка для обслуживания судов речного флота, а также пункты их отстоя, ремонта и техобслуживания.
Поездки на речных электросудах пользуются большим спросом как среди москвичей, так и среди гостей столицы. «Это говорит о том, что программа развития регулярного речного судоходства в столице востребованна. В связи с этим мы приняли решение о строительстве специального завода по производству электрических судов разных размеров. Предприятие должно заработать до конца 2024 года, обеспечив потребность города в регулярных судах, а в дальнейшем постепенно заменить вообще все суда на Москве-реке», – рассказал мэр Сергей Собянин во время осмотра строящегося объекта. К строительству верфи приступили в октябре 2023 года. Она, по мнению градоначальника, должна стать образцом экологичного производства, удачно встроенного в городскую среду. У здания будут креативные фасады, территорию производственного комплекса и набережную со стороны жилого района благоустроят и озеленят, а для обеспечения электроэнергией установят солнечные батареи.Общая площадь кластера превысит 23 тысячи кв. метров. Это позволит организовать производство полного цикла, включая раскрой металла, сварку секций будущего судна, монтаж оборудования и окраску корпуса, испытания и сдачу судна со спуском на воду. «История московского судостроения насчитывает почти 90 лет. В 1936 году в этом районе появился судостроительный завод. Вокруг него выросли рабочий поселок и учебные заведения для подготовки специалистов. В 2014-м предприятие закрыли, поскольку оно безнадежно устарело. Сейчас мы его возрождаем. Это целый профильный кластер. На новой верфи будут строить и обслуживать уникальные электросуда для регулярного и прогулочного флота, а в дальнейшем и круизные. Организуем производство полного цикла с конструкторским бюро. Свыше 70% используемого оборудования будет отечественного производства», – написал в соцсетях Сергей Собянин.
Производственная мощность предприятия составит до 20 судов в год, а постройка одного из них займет около 270 дней. На производстве будут использованы самые передовые технологии и сквозные производственные процессы, а также автоматизированные обрабатывающие комплексы, 3D-печать, цифровые двойники и усиленный контроль качества продукции. В состав производственного кластера войдут площадка для обслуживания речного флота и пункты отстоя с необходимой зарядной инфраструктурой, которые в дальнейшем обеспечат ремонт более 100 электросудов ежегодно. Это поможет сэкономить время судовладельцам, которые из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры теряют в сезон до двух недель на приведение их в порядок.
На верфи появится более 500 рабочих мест, а в целом в производстве комплектующих и оборудования задействуют почти 50 тысяч человек, работающих на предприятиях в разных городах России. Например, сварочное оборудование планируют поставлять из Калининграда, гидравлические прессы – из Кирова, а стапельное оборудование – из Нижнего Новгорода. Заводы Санкт-Петербурга обеспечат зарядным оборудованием, системами управления, связи и навигации, программным обеспечением и пультами управления. В ближайшие годы Москва планирует закупить около 40 современных электросудов для регулярных речных перевозок пассажиров. Потенциал спроса на новые суда в настоящее время высокий, поскольку на Москве-реке работает более 130 прогулочных судов, средний возраст которых около 40 лет.
На новом предприятии также организуют производство круизных судов длиной до 90 метров, поскольку возраст действующих кораблей такого типа около 60 лет. Обновление круизного флота, по мнению экспертов, поможет развитию внутреннего туризма, включая повышение популярности таких водных туристических маршрутов, как «Московское золотое кольцо», пассажиропоток которых к 2035 году должен возрасти в два-три раза. Сергей Собянин отметил, что создание судостроительного кластера имеет стратегическое значение как для Москвы, так и для всей страны, поскольку за последние годы подобных объектов в России не строили. Он также выразил надежду, что речные суда, произведенные в столице, будут востребованы и в других регио-
нах страны.