Архитектор Дмитрий Сухов считает, что первые дома задали высокую планку строительства по программе реновации - Московская перспектива
Архитектор Дмитрий Сухов считает, что первые дома задали высокую планку строительства по программе реновации

Архитектор Дмитрий Сухов считает, что первые дома задали высокую планку строительства по программе реновации

Архитектор Дмитрий Сухов считает, что первые дома задали высокую планку строительства по программе реновации
Архитектор Дмитрий Сухов считает, что первые дома задали высокую планку строительства  по программе реновации
В октябре мэр города сделал ряд интересных заявлений по поводу программы реновации. По словам Сергея Собянина, программу нужно сделать бессрочной. При архитектурном проектировании микрорайонов Москвы в будущую застройку районов с обветшалым жильем будут закладывать участки под потенциальную реновацию. «Приняли для себя решение оставлять какие-то заделы, чтобы спокойно переходить к следующему этапу и чтобы весь жилой фонд Москвы имел возможность реновироваться, обновляться», – объяснил мэр.

Объявленное мэром решение является косвенным подтверждением того, что все предыдущие шаги были верными. Это касается и процесса подбора площадок, и методики процессов демонтажа, и разработки архитектурных решений по строительству новых объектов. Член Архитектурного совета Москвы, креативный директор компании «Генпро» Дмитрий Сухов вспоминает, как он и его команда проектировали первые дома.

– Будучи главным архитектором «Капстройпроекта», я и команда архитекторов этой организации и несколько других мастерских занимались реновационными домами на старте развития программы. Это были первые 25–30 домов, причем некоторые из них еще не завершены, например, объект на улице Камова, но все недостроенные мы продолжаем курировать.
Могу сказать без ложной скромности и совершенно ответственно, что наши проекты задали высокую планку качества программе. Мне кажется, в архитектурном цехе к этому жилью было какое-то слегка негативное отношение, в том смысле, что это социалка, так зачем стараться? А я старался и мои коллеги тоже. И в отношении объемно-пространственных и пластических решений, артикуляции фасадов, элементов декора и применения материалов нам многое удалось. Да, конечно, эти сооружения можно отнести к так называемой фоновой застройке. Но и она, как показывает практика, может быть качественной. К этому мы и стремились.

Какие примеры вы можете привести?
– В домах реновации я предложил применить натуральный камень и мелкоштучные материалы, такие как бетонная плитка под кирпич и индивидуальные элементы из архитектурного бетона, а также декоративные профилированные металлические кассеты. В трех домах я запроектировал большие настенные часы, а в 15 наших проектах использовали довольно нестандартные приемы оформления внутренних холлов, раскрывающие историю того или иного района. Например, в проезде Семена Дежнева дом по реновации украшен стеклянным панно на тему географических открытий Дежнева. Фонд реновации нас поддержал, этот опыт использовался на других объектах, в том числе и за счет размещения фотогалерей. Такими придуманными нами семантическими ходами можно гордиться и сейчас.

Считается, что общий уровень домов по реновации значительно повысил качество массового жилья в городе.
– Я тоже так считаю. Коммерческие застройщики были вынуждены на это отреагировать. Очень часто то, что строили в тот период в бизнес-классе, на деле ему не соответствовало. Девелоперам пришлось повышать качество и внешнего вида домов, и планировочных решений.

В интернете по поводу реновационных домов можно прочитать всякое. Но реальные люди, с которыми приходилось общаться, отзывались о своем новом жилье с огромным воодушевлением.
– Программа по-настоящему масштабна, так что нет ничего удивительного, что особенно на первых этапах мнения были разными. Это потом стало очевидно, что первые дома строили в непростых условиях. При этом можно с уверенностью сказать, что проекты домов, которые выходили из-под пера моей команды, были проектами на пять баллов. А дома, которые по ним строили, однозначно улучшают восприятие района.

Сейчас ваши коллеги часто говорят, что заниматься реновационными домами сложно – слишком жесткие к ним предъявляют требования. Получается, именно тогда они и вырабатывались?
– Вырабатывались они постепенно и с течением времени дополнялись, ужесточались. Сейчас я являюсь членом жюри архитектурной премии, выявляющей лучшие проекты года, в том числе и по программе реновации. Уровень, который демонстрируют соискатели премии, очень достойный.

Как вы воспринимаете заявление мэра о бессрочности программы?
– Я только за. Хотя ничего не имею против хрущевок. Они обладают неплохими прочностными характеристиками, дома эти теплые. Но внешне они, конечно, очень устарели. К тому же среда, которая вокруг них сформировалась, тоже устарела. Я за то, чтобы хотя бы часть этих домов можно было сохранить как некий исторический пласт, чтобы он полностью не исчез из исторического контекста города.

Теги: #