Город «триумфальных арок». Вторая часть подробного гида по архитектуре Жуковского - Московская перспектива

Город «триумфальных арок». Вторая часть подробного гида по архитектуре Жуковского

Город «триумфальных арок». Вторая часть подробного гида по архитектуре Жуковского
Город «триумфальных арок». Вторая часть подробного гида по архитектуре Жуковского Фото: Алексей Синяков
«МП» продолжает рассказывать про подмосковный город Жуковский. Во второй части архитектурного гида — о том, как кинотеатр, построенный в наукограде, растиражировали на всю страну, и почему классические арки в Жуковском украшают даже панельный дом времен заката СССР

photo_2019-12-18_16-55-41.jpg

Дом ученых ЦАГИ

Ул. Жуковского,7

Жуковский был экспериментальной площадкой для новой архитектуры. И многие здания, которые появились в СССР, впервые строились в качестве эксперимента именно здесь.

Один из примеров — Дом ученых ЦАГИ (спроектирован в 1947 году, автор проекта — Зоя Брод). Изначально Брод создавала проект кинотеатра «Родина», а не клубного дома для ученых, который переехал в здание позже. После реализации в 1950 году проект кинотеатра Брод получил государственную премию, а здание решили сделать типовым — похожие кинотеатры (часто с тем же названием — «Родина») начали строить во многих городах СССР.

photo_2019-12-18_16-55-53.jpg

Между колоннами видны места для двух афиш: что сейчас идет — и что ожидается (подобная схема позже часто применялась в советских кинотеатрах). Внутри здания есть кинозал, фойе, кабинет директора и артистическая комната. Помещение украшает ордер, сделанный по теории Витрувия. Невысокие плоские коринфские капители ограждают прогулочный балкон, на который можно выйти во время антракта.

В сборнике «Советская архитектура» (1951 год) отмечалось: «Автором архитектором 3. Брод умело использован прием большого ордера и создано здание красивых пропорций с мастерски выполненными деталями. Большое количество лепных украшений хорошо дополняет художественную композицию интерьеров здания. По планировке, внешней архитектуре и особенно по интерьерам кинотеатр в Жуковском может быть отнесен к числу лучших, построенных за последнее время». 

photo_2019-12-18_17-03-58.jpg

Жилые дома на улице Горького

Жуковский — это тот редкий случай, когда в городе нет «задних» фасадов: даже фасады, которые смотрят во двор, выполнены и украшены как парадные.

Это правило иллюстрирует самый пышный с точки зрения архитектуры квартал, который выходит на улицу Горького. Квартал был спроектирован на довольно спорном месте, которое может доставлять его жителям визуальный дискомфорт, — двумя сторонами он смотрит на высоковольтные линии.

photo_2019-12-18_17-05-25.jpg

Дело в том, что первоначально улица Горького носила название Энергетическая, и была названа так именно по трассе линий электропередач. Эта ЛЭП питала энергией Центральный аэрогидродинамический институт — предприятие, ради которого и строился город. Именно по этой причине линия до сих пор находится в городе.

Разумеется, люди не очень хотели селиться в квартирах, окна которых упирались в высоковольтные провода. Однако под землю линию убрать было нельзя — так в несколько раз снижалась ее мощность (а для аэродинамических труб просто необходимо колоссальное количество энергии).

photo_2019-12-18_17-05-37.jpg

В итоге проблема места была решена через архитектуру — рядом с ЛЭП решили построить самые «богатые» дома в городе. Их архитектура (массивные эркеры, лепнина на порталах кессонированных арок, сочетание двух видов кирпича в облицовке) как бы компенсировала видовой ущерб людям: место не лучшее — зато богато. 

Zhukovskiy,_Moscow_Oblast,_Russia_-_panoramio_(110).jpg

Арки

В Жуковском множество больших арок, которые образуют масштабные перспективы: в одном случае перспектива получается даже тройной — на улице Горького (правда, сейчас ее плохо видно из-за посаженной ели). У этой исключительной особенности города есть разгадка.

Дело в том, что ЦАГИ всегда считал, что он был основан Николаем Жуковским (так оно на самом деле и было). И хотя Жуковский почти не успел пожить при существовании института, ученики [основоположника аэродинамики] старались не забывали его память.

photo_2019-12-18_17-05-55.jpg

Случай Жуковского — очень редкий для СССР. Ученый был потомственным дворянином, и после революции советская власть позволила его семье сохранить усадьбу во Владимирской области. В этой усадьбе Жуковских сохранилась церковь Ильи Пророка, которую вместе с другими помещиками поддерживали Жуковские.

Храм был построен в начале XIX века в стиле классицизма, в нем есть интересная деталь, которая в других храмах часто утрачена, — между храмом и колокольней существует открытый переход в виде двух арок. Эти арки очень похожи на те, что украшают дома в Жуковском. Скорее всего, полагают специалисты, церковные арки и являются прообразом городских.

Интересно, что полукруглые классические арки спроектированы не только в домах 1930-1950-х годов Жуковского — одна из них находится в панельной 9-этажке эпохи позднего модернизма — встретить такой пример в России больше негде. 

photo_2019-12-18_17-34-31.jpg

«Пятый дом»

Ул. Жуковского,5

В Жуковском проводились и постконструктивистские эксперименты. Их следы хранит так называемый «Пятый дом». Дом имеет идеальный портал, у него хорошо сохранился двор. С внутренней стороны здания хорошо видно, что балкончики и лоджии находились в углублении, как бы в нише. Сейчас часть из них застеклены, однако раньше они образовывали единую открытую галерею. Причем архитектурные формы двора поднимались по нарастающей: балконы на втором этаже были совершенно открытыми и имели прозрачные ограждения, а верхние балконы имели плотные оштукатуренные «пределы» и проектировались под дополнительной крышей.

photo_2019-12-18_17-34-56.jpg

«Пятый дом» — одно из самых первых зданий в городе. В нем спроектированы довольно большие квартиры, и даже в там, где установлены узкие окошки, предусмотрены комнаты для домработниц. Конечно, в реальности квартир, в которых жила одна семья с домработницей, было немного — потому что когда здания только были построены, в городе серьезно стоял вопрос жилья, и сотрудников заселяли в «Пятый дом» коммунально.

photo_2019-12-18_17-34-43.jpg

Высокие арки в Жуковском, как в «Пятом доме», и двери в квартирах высотой 2,2 метра вовсе не означают, что дома в городе строились для высоких людей. Причина грандиозных арок и высоких дверей иная — руководители секретных институтов Жуковского отлично понимали, что для их сотрудников нужна достойная среда, и архитектура должна была возвышать живущих в ней людей: то есть летчики, авиаконструкторы и ученые не должны были ощущать тоталитарного давления хотя бы от давящих на них стен; они должны были иметь комфортное жилье, в котором можно комфортно работать.

photo_2019-12-18_17-34-52.jpg

Стоит сказать, что «Пятый дом» первоначально выполнял две функции — кроме жилых квартир, над аркой здания располагались апартаменты для гостей города, к ним вели входы с двух сторон здания. Сейчас апартаменты стали частным жильем, но внутри местами сохранилась изначальная планировка. Это привело к курьезным ситуациям. Так, при каждой комнате был свой санузел, и когда номера объединили в квартиры, случилась удивительная вещь — в некоторых квартирах оказалось несколько санузлов: своеобразный подарок от советского города ученых, который современным покупателям может показаться нелепым и смешным. 

Пояснение

Изначально этот гид должен был содержать комментарии известного специалиста по архитектуре, однако ученому не понравился заголовок первой части текста [«Город, в котором не нашли места Ленину»; сам ученый предлагал озаглавить его «Подмосковный Версаль авиационной науки»]. Редакция оставляет за собой право самостоятельно выбирать заголовки текстов и публикует вторую часть гида в сокращенном варианте без упоминания спикера. Текст основан на разговоре с ученым, но не повторяет сказанное им дословно.