«Ребенку планшет не нужен. Ему нужна игра»: актер театра «Практика» о диалоге с детьми

«Ребенку планшет не нужен. Ему нужна игра»: актер театра «Практика» о диалоге с детьми

«Ребенку планшет не нужен. Ему нужна игра»: актер театра «Практика» о диалоге с детьми
«Ребенку планшет не нужен. Ему нужна игра»: актер театра «Практика» о диалоге с детьми Фото: pixabay

Годовалый ребенок может показать родителям, какой мультик на YouTube он хочет посмотреть. Пятилетние дети с помощью голосового набора звонят мамам на мобильный телефон. К десяти годам они пользуются гаджетами с такой легкостью, которая нам и не снилась, и смотрят на нас, взрослых, как на динозавров. Но жизнь не ограничивается присутствием онлайн, и острым остается вопрос: как вывести ребенка из сети? Как научить общаться в мире, где люди – живые существа, а не строчки в мессенджере? 

Михаил Плутахин, 28-летний актер театра «Практика» уверен: отвлечь детей от гаджетов просто. Нужно лишь научить их играть с реальным миром. 

pl59155_l.jpgМихаил Плутахин. Фото:kinolift.ru

Дети, с которыми заключили сделку

445746464.pngТворческая лаборатория Михаила Плутахина. Фото предоставлено пресс-службой театра Практика

Нашим детям вряд ли можно объяснить, что существует жизнь без планшетов, смартфонов и аккаунтов «Вконтакте» и Instagram. К тому же, гаджеты зачастую становятся для родителей неким компромиссом в отношениях с детьми. 

— Представьте ситуацию: вы играете с ребенком, он постоянно капризничает, — говорит Михаил Плутахин. — У вас может быть еще масса дел, несколько важных звонков или вы просто устали от постоянно меняющихся правил этой игры. Как проще всего разрядить обстановку? Дать ребенку в руки планшет или телефон. Это сделка. Вы отправитесь по своим делам, а у ребенка будет игрушка. Не стоит забывать про этот момент.

 Еще одной причиной уйти в виртуальный мир может стать зацикленность родителей на самих себе.

— Мы живем среди людей, которые постоянно самоутверждаются и подчеркивают свою индивидуальность, — отмечает Михаил. 

— Это тренд последних двадцати лет. Часто родители заняты собой, а дети оказываются на периферии их жизни. В итоге ребенку не хватает внимания, и он уходит в соцсети, игры и прочие заменители родительской любви. 

Но тех, кто считает гаджеты пусть неизбежным, но все-таки злом, Михаил призывает изменить точку зрения. У электронных игрушек есть важный плюс, которого мы не замечаем. 

Право на ошибку

228473733.pngТворческая лаборатория Михаила Плутахина. Фото предоставлено пресс-службой театра Практика

По мнению Михаила, гаджеты позволяют детям чувствовать себя увереннее и не бояться проиграть. 

— Я говорю о праве на ошибку, — поясняет Михаил. — Если сегодня опросить людей, которые считают себя успешными, выяснится, что основную часть «науки жизни» большинство из них изучали на улице, в дружеских компаниях, в среде одноклассников, а не только дома или за партами. В школе была теория, за ее пределами – практика. Но ошибаться было нельзя. Любой проступок мог привести к последствиям, например, к насмешкам, к тому, что сегодня называется «буллингом». В итоге во взрослой жизни мы тратим массу времени, чтобы расслабиться и понять: ошибиться может допустить каждый, н никакой трагедии в этом нет. Для детей, играющих в сети, право на ошибку – естественная вещь. При этом они могут вернуться на тот же уровень и начать игру заново. 

Переключиться на реальность

3362625532.pngТворческая лаборатория Михаила Плутахина. Фото предоставлено пресс-службой театра Практика

Михаил работает с детьми и подростками в рамках собственной творческой лаборатории. Наблюдая за своими подопечными, он понял: они охотно выходят из виртуального пространства, если предложить им нечто столь же увлекательное. 

— Нет проблемы детей, ушедших из реальности в сеть, есть проблема поиска альтернативы, — считает Михаил. — Если мы предложим ребенку что-то интересное в режиме оффлайн, он с радостью это подхватит. Для него это будет чем-то новым, неизвестным, удивительным. Все, что нужно — найти игру равносильную по эмоциональному воздействию, а то и круче. 

Михаил знакомит детей с азами актерского мастерства. Он понимает: не все его ученики свяжут свою жизнь с театром и кино. Но его цель заключается в другом. 

— У ребенка, в отличие от взрослого, сохраняется чистый, незамутненный взгляд на вещи, — говорит актер. — С этим можно и нужно работать. Дети ко всему подходят творчески. Все, что происходит, для них – игра. Зачем их разочаровывать? На занятиях в мастерской мы придумываем и рассказываем истории, пишем сценарии спектаклей. Это отличная проработка ситуаций, с которыми дети могут столкнуться в реальной жизни. Если дать ребенку пространство для собственного творчества, он быстро забывает о сети. Практики, которыми дети занимаются в подобных группах, легко переходят из мастерских в повседневную жизнь. 

— Любое творчество – выход за рамки обыденного, а значит, и освобождение от привычных, стандартных программ, — говорит Михаил. 

— Детям намного проще творчески переосмыслять все, что с ними происходит. За счет этого они приобретают уверенность в себе, в окружающем мире, в людях, находящихся рядом. То же самое чувствует и взрослый человек. К примеру, когда-то мы работали в одной из мастерских с девушкой, на тот момент занимавшей неплохой пост в одном из крупных банков. Мастерская изменила ее, заставила задуматься, чего она на самом деле хочет, к чему стремится. В итоге она уволилась и занялась делом, которое приносит ей больше радости. Потом нашлись дневники, которые моя знакомая писала еще в той, прошлой жизни. Ее посетило чувство, что их написал совсем другой человек. 

 Недетская наука

1125254.pngТворческая лаборатория Михаила Плутахина. Фото предоставлено пресс-службой театра Практика

Стремление к индивидуальности приводит к тому, что мы начинаем говорить с детьми на разных языках. Взрослым стоило бы самим поучиться игре.

 — Когда мы обучаем ребенка азам актерского мастерства, на самом деле мы показываем ему, что в одной и той же ситуации можно действовать разными способами, развиваем гибкость и восприимчивость сознания, — объясняет Михаил.— Популярная психология говорит о существовании в каждом из нас внутреннего ребенка, задвинутого «взрослыми» проблемами на задний план. В итоге у человека вырабатывается жесткая картина мира, разрушение или расширение которой мы переживаем как кризис. Несмотря на то, что мы живем в эпоху постоянного обновления, люди часто стремятся ко всему старому, понятному, но в то же время почти отжившему. Это если говорить глобально. На уровне семьи мы отдаляемся от собственных детей, если они не вписываются в те установки, которые мы «раз и навсегда» приняли для себя. Костность психики взрослого человека зачастую не позволяет ему воспринимать вещи такими, какие они есть здесь и сейчас. 

Защищая своего ребенка от возможных конфликтных ситуаций через обучение гибкости, предоставление широкого набора вариантов поведения, отправляя его учиться играть, родителям надо подумать, как сблизиться с ребенком. 

— Даже если мы просто вместе с детьми делаем уроки, мы уже попадаем в их пространство, становимся к ним ближе. 

— Не стоит оставлять обучение исключительно на детскую совесть. Идея самостоятельности прекрасна, но подростки со временем сами придут к ней и станут постепенно отстраняться от старших, — говорит Михаил. — А пока этого не произошло, поддержка взрослых очень важна. Если посмотреть правде в глаза, каждый ребенок считает родителей своего рода высшими существами – они прожили в этом мире дольше, знают больше, они сильнее и могут ему помочь. Все просто и ничего нового. Приобщаясь к занятиям детей и приобщая их к собственным увлечениям, мы устанавливаем с ними контакт, основанный на интересе к происходящему. Игрой может стать все, что угодно. 

Будет это подготовка домашнего задания или рыбалка – не имеет принципиального значения. При игровом подходе ребенок не только получит новые знания и навыки, он будет учиться с удовольствием и запомнит то, чему научился. А родители сами смогут расслабиться, наиграться и получить много положительных эмоций. Даже если человеку глубоко за сорок, никто не обязывал его быть взрослым двадцать четыре часа в сутки. 

— Если, к примеру, ваш ребенок отправится на курсы актерского мастерства, почему бы не составить ему компанию и не пойти в группу для взрослых учеников? Потом дома можно делать все что угодно – хоть ставить семейные спектакли, хоть просто делиться впечатлениями. Это же невероятно интересная игра, — говорит Михаил. 

Главный вопрос

Игры развивают нестандартное мышление, способность действовать не по шаблону, использовать творческий подход. В итоге человек привыкает выбирать свою линию поведения в каждой ситуации и нести за нее ответственность. 

— О свободе действий говорят много, но что это такое, знают не все, — продолжает Михаил. — Если спросить любого из нас, от чего он хочет освободиться, тут же посыплются варианты ответов. Но для чего эта свобода необходима? Чтобы это понять, нужно ответить себе на один вопрос:  кто ты есть? 

Тут шпаргалок нет. Знакомство с самим собой каждый переживает сам. Это важная, глубокая, вдумчивая работа с собственной головой. Ее результат – четкое понимание своих стремлений, желаний, возможностей, склонностей, арсенала, которым владеешь.

— Цель – понять, кем мы по-настоящему хотим быть и чем заниматься, — размышляет Михаил. — В противном случае мы остаемся без инструкции к применению самих себя в своей же жизни. В итоге, когда что-то идет не так, мы можем долго размышлять об этом, но не делать ни единого шага, чтобы изменить ситуацию. В одном фильме я видел, как несколько человек не могли выйти из дома. Они находили дверь, подходили к порогу и тут же вспоминали, что забыли внутри какую-то мелочь, к примеру, ключи на кухонном столе. Герои никак не могли сделать, казалось бы, элементарную вещь – взять и перешагнуть порог. В жизни часто происходит то же самое. Сам Михаил никогда не отказывается от возможности выйти к чему-то новому. 

— Обучение игре, передача собственного опыта – возможность переступить через порог, — говорит актер. — Если после наших занятий ребятам становится проще общаться друг с другом, решать свои задачи, умея смотреть на них с разных точек зрения, общаться с миром, с огромным и красивым городом, в котором мы живем, и отрываться от виртуальной реальности, я не зря всем этим занимаюсь. Получая возможность свободно действовать, подросток получает и навыки самоограничения, ведь полная свобода – это хаос. Только творчески работающий ум сам ограничивает себя собственными целями, делает каждый шаг, исходя из понимания того, к чему стремится. Вот чему важно научить. Сначала мы просто играем, потом понимаем, каким хотим видеть результат игры, и выбираем средства его достижения. Раскрепощение и самоограничение уравновешиваются естественным путем, а, вырастая, наши дети знают о себе достаточно, чтобы найти свою цель и свою дорогу без лишних нервов, без лишней борьбы. 

Неуверенность, тревожность, страх провала – все это появляется внутри нас очень рано, а вытравливается слишком медленно. Чаще всего эти чувства заставляют нас забиться в угол, отгородиться от мира. Впрочем, избавиться от них бывает легче, чем кажется. 

— Мир нас любит. Куда же он денется? Мы же уже здесь, — смеется Михаил. — Нужно просто сделать шаг ему на встречу, научиться играть и сыграть самого себя. 

Теги: #