Двое из ларца – одинаковых с лица - Московская перспектива

Двое из ларца – одинаковых с лица

Двое из ларца – одинаковых с лица
Двое из ларца – одинаковых с лица
В Музее им. Щусева открылась выставка, посвященная двум шедеврам архитектуры ХХ века

Эта выставка будет интересна не только специалистам, она рассчитана на самую широкую аудиторию. Два очень похожих здания – жилой дом Новокомум в городе Комо в Италии и рабочий Клуб им. Зуева в Москве – были спроектированы и построены почти одновременно, в 1927–1930-х годах, в Италии и в российской столице. Они объединены похожей композицией – стеклянным цилиндром в угловой части, но имеют абсолютно разное назначение. Архитекторы Илья Голосов и Джузеппе Терраньи принадлежали к разным поколениям и имели разное профессиональное образование, однако оба они сыграли важную роль в истории современной архитектуры. Удивительно, как два архитектора, живших за тысячи километров друг от друга, не сговариваясь, построили два дома-близнеца.

Выставка «Терраньи и Голосов: Новокомум в Комо – Клуб им. Зуева в Москве. Сходства и параллели в авангарде» является продолжением международной конференции, организованной Made In MAARC в 2016 году в Союзе архитекторов Комо, а также одноименной выставки, прошедшей в июне этого года в Италии. Она показывает результаты научного исследования, посвященного выявлению возможных контактов и взаимовлияния архитекторов Джузеппе Терраньи и Ильи Голосова. Главная тема – сопоставление двух зданий – Новокомума в Комо и Клуба им. Зуева в Москве, основанное на архивных документах.

Эскизы и проекты Клуба им. Зуева впервые сопоставляются с проектными материалами Новокомума, экспозицию сопровождают богатый визуальный ряд, архивные документы и фотографии. Специально для выставки был подготовлен фотопроект Роберто Конте, известного итальянского фотографа, специализирующегося на съемках архитектуры, а также документальный фильм, основанный на интервью с ведущими исследователями искусства и архитектуры авангарда в Италии и России.

Глубоко различные условия работы в 1930–1940-е годы определили для творчества обоих мастеров совершенно разные пути развития. Обе постройки сразу же стали знаковыми произведениями новой архитектуры. Но в 1930-е годы – при тоталитарных режимах в обеих странах – их судьба сложилась особенным образом. Сначала сравнение постройки Терраньи с советским конструктивизмом и «большевистской» архитектурой получило резкие отклики в профессиональной полемике, отразившейся на истории завершения Новокомума, а затем сказалось и на дальнейшей неоднозначной рецепции построек Терраньи.

Судьбы архитекторов тоже сложились по-разному. Илья Голосов был уже известным сорокалетним мастером, одной из ключевых фигур архитектуры мирового авангарда. Джузеппе Терраньи только начинал проектировать, но уже уверенно входил в круг мастеров, выступавших в 1920-х годах за обновление итальянской архитектуры. Советская архитектура в то время очень интересовала Запад и представляла собой значительное и оригинальное явление. Терраньи стал самым известным в мире итальянским архитектором межвоенного времени, тогда как Голосов, несмотря на значимость своих произведений и теоретической мысли, до настоящего времени на Западе сколько-нибудь серьезно не изучался, но в советской архитектуре всегда считался революционером и новатором, лидером «символического романтизма», основателем нового метода преподавания архитектуры, приведшего к формированию новаторского течения – школы Ильи Голосова.

Сопоставление двух знаковых зданий XX века впервые будет сопровождаться оригинальной проектной документацией, архивными источниками и анализом культурно-исторического контекста. Творчество Джузеппе Терраньи, как и итальянский рационализм в целом, также будет представлено в нашей стране впервые. Кроме того, ранее не выставлялись и многие проектные и архивные материалы о Клубе им. Зуева.

По словам кураторов проекта Алессандро Де Маджистриса и Анны Вяземцевой, приглашая зрителя сравнивать и размышлять, выставка избегает упрощений и скороспелых сопоставлений, она знакомит зрителя с двумя ключевыми произведениями архитектуры ХХ века и рассказывает о сопровождавших их появление непростых событиях истории Италии и Советского Союза между двумя мировыми войнами.