Жилой дом в главной роли - Московская перспектива

Жилой дом в главной роли

Жилой дом в главной роли
Жилой дом в главной роли
Фильму «Ирония судьбы, или C легким паром!» 45 лет

В январе 1975 года в столичных кинотеатрах начали показывать новый фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!». И в 2020-м, несмотря на солидный возраст, фильм остается по-прежнему любимым и рейтинговым. Уникальность его еще и в том, что главные роли здесь сыграли не только актеры, но и московские дома. Какие именно – узнал корреспондент «Московской перспективы».

Эта «совершенно нетипичная история» могла случиться именно из-за типичности застройки того периода. В Москве, Ленинграде и других городах нашей страны на улицах с типовыми названиями строились типовые дома с типовыми квартирами, и обставлялись они типовой мебелью. Фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» начинается с анимационного ролика. В нем показываются благие намерения советских зодчих – дома, изначально украшенные разнообразными архитектурными изысками, превращаются после многочисленных согласований проекта в вышестоящих инстанциях в одинаковые многоэтажные муравейники, которые строевым шагом отправляются завоевывать планету. Да-да, планету, потому что в 1950–1970-е годы возведение панелек шло не только в Советском Союзе – задача обеспечить дешевым жильем стремительно растущее население была актуальна повсеместно.

Тропарево обрело бессмертие

Титры фильма идут на фоне крупных планов жилых домов московского района Тропарево, где снимались почти все натурные эпизоды «Иронии судьбы», как московские, так и питерские. Все дома начала 1970-х годов выглядят как новенькие. Главный «герой» картины – дом ленинградской учительницы русского языка и литературы с красивым, «и главное – редким», именем Надя по адресу: Ленинград, 3-я улица Строителей, 25. На самом деле эта 16-этажка расположена в Москве на проспекте Вернадского. И Надя Шевелева, и московский хирург Женя Лукашин живут в экспериментальных пятиподъездных 16-этажных панельных домах серии И-99-47/406 на 275 квартир каждый, построенных в первой половине 1970-х в Москве. Таких зданий было возведено всего три, они стоят подряд, торцами к проспекту. Надин «ленинградский» дом – проспект Вернадского, 113, за ним – средний близнец – проспект Вернадского, 119, и дом Лукашина под номером 125, а по фильму: «Москва, 3-я улица Строителей, 25». То есть на самом деле квартиры главных героев разделяет всего 700 метров.

Когда камера снимает панораму сверху, то видны еще деревянные домики, остатки села Тропарево с церковью конца XVII века, включенного в городскую черту и давшего название жилому району. «Подмосковные деревни Тропарево, Чертаново, Медведково и, конечно, Черемушки не подозревали, что обретают бессмертие в те грустные для них дни, когда их навсегда сметали с лица земли». Сейчас от бывшего села Тропарево остался только храм архангела Михаила в Тропареве, построенный в 1693 году.

Откуда снимали панораму

Сначала зрителей фильма радуют прекрасными панорамными съемками юго-западных окраин Москвы. Вот вид на юго-восток, в сторону центра города. Высокое белое здание – гостиница «Дружба», в центре достраивают высотное общежитие МГУ, так называемый ДАС – Дом аспиранта и стажера на Вернадского. А вот и комплекс из четырех сооружений-близнецов в центре кадра – это часть «немецкого квартала», возведенного в 1974 году для сотрудников посольства и просто граждан ГДР, живших в Москве. Фактически это один 16-этажный дом серии 1МГ-601-441 на 250 квартир с четырьмя подъездами, построенный незадолго до начала съемок «Иронии судьбы». На тот момент этот проект считался наиболее передовым. Всего по нему было построено около 20 объектов.

В кадр попадает улица 26 Бакинских Комиссаров, камера захватывает фрагмент интересного жилого дома № 11 – это 22-этажная одноподъездная башня П-4/22, возведенная в 1975 году. Для своего времени сооружения этой серии были очень престижными и смотрелись довольно выигрышно на фоне остальных непримечательных брежневских домов. Солидность и основательность – вот определения, которые приходят на ум при взгляде на них. Всего вдоль улицы 26 Бакинских Комиссаров было построено три башни. С крыши одной из них, средней, и снималась панорама Москвы, открывающая фильм.

А была ли улица Строителей?

Наконец камера спускается с крыш на землю. В кадре как раз «ленинградский» дом Надежды Шевелевой (проспект Вернадского, 113) с пристройкой – магазином «Продукты». В оформлении подъезда много стекла и горящие светильники на козырьке. Спустя 45 лет стеклянную входную дверь заменили деревянной, панорамные окна заложили кирпичом, светильники исчезли. Первоначальная задумка архитекторов не выдержала нравов и привычек москвичей.

Интересно, что на момент съемок картины ни в Москве, ни в Ленинграде никаких третьих улиц Строителей не было: в Ленинграде – и вовсе никогда, а в Москве таковая была переименована еще в 1963 году, за 12 лет до выхода фильма.

Автобус, передвигающийся со скоростью света

Московский ЛиАЗ-677 260-го маршрута, госномер 87-59 мна. На этом автобусе в начале «Иронии судьбы» к Лукашину едет его друг Павлик (актер Александр Ширвиндт), в конце картины на этом же автобусе возвращается из аэропорта домой и сам Лукашин. Павлик покупает у Снегурочки шампанское почему-то в Новых Черемушках, на улице Шверника. Слева на заднем плане – 16-этажная панелька 1965 года, а справа вдалеке заметны корпуса ДАСа. В следующем кадре Павлик с шампанским мгновенно переносится из Черемушек в Тропарево и оказывается у продуктового магазина на улице 26 Бакинских Комиссаров. Почти все натурные эпизоды «Иронии судьбы» снимались в Москве. Только для съемок в аэропорту Ленинграда съемочная группа выехала в «Пулково». Справа на заднем плане видны характерные «стаканы» местного пассажирского терминала. И, кстати, московская метель в течение всего фильма – ненастоящая. Москвичи сетуют сегодня на нехватку снега, а зима 1974–1975 года была в столице такой же бесснежной. Метель – результат работы мощных ветродувов.

На том же автобусе, на котором ехал Павлик, Лукашин возвращается из аэропорта домой и зачем-то выходит не у себя в Тропареве, а в Новых Черемушках, у того самого рыночка на улице Шверника, где накануне его друг покупал шампанское. Память о фильме увековечена двумя мемориальными досками на этих домах, сыгравших такую важную роль в судьбе героев. Доски эти выполнены в виде бронзовых портфелей Лукашина с банным веником.