К «Москвичу» подобрали ключи
На территории АЗЛК «Москвич» построят жилой комплекс, состоящий из семи башен. Общая площадь составит около 150 тыс. кв. метров. Проект реализуют совместно группа «Метрополь» и MR Group. Это часть работ по реорганизации площадки, входящей в промзону «Южный порт». Согласно планам столичной мэрии, всего там планируется возвести около 7,5 млн кв. метров недвижимости, обеспеченной необходимой инфраструктурой.
На месте бывшего завода на Волгоградском проспекте MR Group совместно с группой «Метрополь» возведут жилой комплекс, состоящий из семи 30-этажных башен общей площадью 150 тыс. кв. метров. Одним из главных преимуществ района является хорошая транспортная доступность – вблизи расположены станции метро «Волгоградский проспект» Таганско-Краснопресненской линии и Угрешская Московского центрального кольца, а также Третье транспортное кольцо.
Около 23 га земли и 15 бывших заводских зданий общей площадью почти 250 тыс. кв. метров уже внутри Третьего транспортного кольца принадлежат группе «Метрополь». Компания в 2006 году на торгах выкупила всю недвижимость банкротящегося завода у правительства Москвы. Позже часть зданий, среди которых был и Дом культуры «Москвич», компания продала правительству Москвы. В 2007 году группа анонсировала планы по строительству на месте старых цехов 1,5 млн кв. метров, но из-за кризиса проект был заморожен. В 2013 году «Метрополь» обнародовал новые параметры, уменьшив объем до 640 тыс. кв. метров жилых и торгово-офисных площадей. В проекте строительства жилого комплекса MR Group будет выступать fee-девелопером и отвечать за разработку концепции, управление строительством и продажами.
Рядом с будущим ЖК находится производственная площадка «Renault Россия» и технополис «Москва». По словам мэра Москвы Сергея Собянина, технополис «Москва» является специализированной территорией для развития инновационного производства и реализуется под его личным контролем. Проект, созданный под началом «Стройэкспром», курирует департамент науки, промышленной политики и предпринимательства правительства Москвы. В технополисе создана вся необходимая инфраструктура для молодых инновационных компаний. «У нас есть пример успешной реорганизации промзоны – это технополис «Москва». Еще несколько лет назад это была абсолютно неустроенная территория, на которой жили бродячие собаки, а сегодня здесь располагаются инновационные производства, в том числе и западных компаний», – отметил мэр. По его словам, «Южный порт» – это сотни гектаров промышленных территорий, находящихся в плачевном состоянии. Пока они не приносят практически никакой прибыли, но могут пополнять городской бюджет.
В ближайшее время продолжится и развитие автомобильного кластера. По словам Сергея Собянина, промзона «Южный порт» известна жителям столицы благодаря заводу АЗЛК, который долгие годы выпускал легковые автомобили марки «Москвич». История предприятия началась в 1929 году, когда завод имени Коммунистического интернационала молодежи (старое название) заключил с компанией «Форд» контракт на производство грузовиков и легковых машин. Недавно на инвестиционном форуме в Сочи правительство Москвы и ЗАО «Рено Россия» подписали соглашение о продлении льгот на аренду земельных участков. Как отметил мэр, это позволит компании привлечь инвестиции в новые технологии, оборудование, создание промышленных беспилот-
ников-автомобилей, а также продолжить поставки машин на экспорт. Собянин добавил, что автомобильный кластер в Москве позволяет создавать рабочие места для жителей столицы.
Всего на месте промзоны «Южный порт» площадью 900 га в ходе реорганизации будет построено до 7,5 млн кв. метров различной недвижимости. Планируется, что здесь смогут жить 60 тысяч и работать до 80 тысяч человек. Как ранее отмечал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, для этого территорию разобьют на квадраты. У воды построят жилье, вторая зона станет продолжением технополиса «Москва», в который войдут производственные площадки. Общественная зона включит в себя прогулочные маршруты, парки, велодорожки. В офисном районе возведут около 6 млн кв. метров коммерческой недвижимости.
Для улучшения транспортной доступности городские власти рассматривают возможность строительства новой станции метро на Люблинско-Дмитровской ветке. Как пояснил руководитель управления внеуличного транспорта Москомархитектуры Максим Васильев, работы предполагается вести за счет инвесторов. Если их интересы совпадут с планами властей, дополнительная станция появится на перегоне между станциями «Кожуховская» и «Печатники».
Кроме того, непосредственно на территории промзоны планируется сеть местных дорог, которая будет интегрирована в общегородскую и связана с ТТК и Волгоградским проспектом. В конце прошлого года мэр Москвы уже открыл автодорожный путепровод через пути Курского направления МЖД на Южнопортовой улице, который обеспечил удобную транспортную связь между районами Печатники и Южнопортовый.
Одной из основных проблем данной промышленной зоны, как пояснили в департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства, является наличие большого числа собственников – их более 200. Для того чтобы организовать процесс редевелопмента, властям необходимо будет сначала договориться о том, какие компании примут участие в освоении территории и на каких условиях, а затем координировать их взаимодействие.
комментарий
Юлиана Княжевская, председатель Москомархитектуры
Все производственные и промышленные зоны города в его старых границах занимают 17 тыс. гектаров, это 17% его территории. Московские власти не стремятся выводить предприятий с территории Москвы. Цель ставится другая – сохранить и развить высокотехнологичные производства, сферы IT, пищевой, фармацевтической и других видов промышленности. Но при этом необходимо сделать эти районы города и сами предприятия современными, безопасными, комфортными, важно упорядочить их размещение в столице.
В город часто обращаются представители тех или иных производственных компаний, которые заинтересованы в модернизации, расширении. Недавние такие обращения были озвучены руководством одного из хлебозаводов, завода шампанских вин, предприятия по выпуску коньяка. На существующих в городе промышленных территориях, а их насчитывается 208, много предприятий военной сферы, включая НИИ, так называемые почтовые ящики и производственные объединения, которые сохранят свой профиль. Большое развитие в ближайшее время могут получить технопарки, включая детские. Чтобы промышленное развитие города продолжалось, был взят курс на развитие профессионального образования, подготовку кадров, которые смогут работать на новых предприятиях и в современных лабораториях столицы.
Город будет приступать к реорганизации промышленных зон, если они используются не эффективно. Этот процесс уже начался, удачным примером такой реорганизации можно считать район ММДЦ «Москва-Сити». Центр возник на месте Пресненского машиностроительного завода. И таких примеров будет все больше. Новый импульс в развитии получила территория ЗИЛа, где преобразования уже начаты, а также «Новоподрезково», «Северное Очаково», «Грайвороново», «Нагатинский Затон», «Дегунино-Лихоборы» и др. входят в 22,36% площадей производственных территорий города, где преобразования уже начаты. В 2017 году прошли процесс утверждения еще восемь промышленных зон на 454,44 га. Общая площадь новой застройки на них составит 6,5 млн кв. метров. В их числе участки промзон «Красный строитель» в ЮАО и «Бескудниково» в СВАО. Несколько аналогичных примеров связано с другими округами. Уже определено, что на выделенных участках появятся 3,8 млн кв. метров жилья и 2,7 млн кв. метров нежилой недвижимости.
В настоящий момент в Москомархитектуре рассматривается вопрос развития 11 территорий промышленных зон, расположенных на 436,1 га в разных округах. Уже есть решение, что 47 участков с объемами площадей 10–20 га будут развиваться по принципу КРТ – комплексного развития. Это предусмотрено новым федеральным и городским законодательством. Для старта процесса были выбраны три участка – в Братцеве, Бирюлеве и Коровине, где согласно Генеральному плану развития города появятся многофункциональные общественные и промышленные зоны. Город предоставил правообладателям участков в течение 180 дней ознакомиться с планами развития и выйти с предложениями по созданию проектов планировок. Если проекты представлены не будут, по закону город должен будет организовать аукционы и передать их победителю функцию управления территориями. Эти функции может взять на себя и городская власть, в определенных случаях используя механизм изъятия земель с выплатой компенсаций.
По трем названным территориям процесс уже запущен. Нам известно, что между правообладателями начат диалог. По всей видимости, к лету ситуация станет понятной, смогут ли они выработать какую-то общую политику и заняться развитием самостоятельно в соответствии с разработанными Правилами землепользования и застройки.